Navigation bar
  Print document Start Previous page
 142 of 205 
Next page End  

частной «машины скорой помощи».
Поразительно, но мистер Вильсон, который четыре года служил во Вьетнаме, не обвиняет в
своем несчастье ни поездную бригаду, ни санитаров; вместо этого он обличает систему, оказавшую на
них чрезвычайно сильное давление с целью подчинения: «Они просто делали то же, что и я во
Вьетнаме. Они выполняли приказы безрассудных политиков. Это падшие парни». Хотя члены бригады
согласны с мистером Вильсоном в том, что они оказались жертвами, они далеко не так великодушны,
как пострадавший. Самым поразительным в этой истории является то, что члены поездной бригады
подали в суд иск против мистера Вильсона, требуя от него денежного возмещения за «унижение,
нравственное страдание и физический стресс», которые они испытали, потому что мистер Вильсон не
дал им выполнить приказ без столь трагических последствий.
Плюсы и минусы слепого повиновения
Всякий раз, когда мы сталкиваемся с действием чрезвычайно сильного мотивирующего фактора,
есть основание предполагать, что столь мощная мотивация не может не иметь соответствующей
социальной базы. Широко разветвленная, признанная практически всеми социальными слоями система
власти авторитетов предоставляет обществу огромные преимущества. Она дает возможность
развиваться сложным структурам, регулирующим материальное производство, торговым, оборонным
структурам, а также структурам социального контроля. Другая альтернатива, анархия, едва ли
способствует общественному прогрессу. Анархия, как считает философ Томас Гоббс, обычно делает
жизнь «жалкой, отвратительной, дикой и короткой». Мы с детства приучены думать, что повиновение
общепризнанным авторитетам является правильным, а неподчинение им — неправильным. Эта идея
«красной нитью» проходит в преподаваемых нам родителями уроках, стихах, которые мы учим в школе,
рассказах и песнях нашего детства, а также проводится в своде правил юридической, военной и
политической систем, с которыми мы сталкиваемся, повзрослев. Склонность граждан к повиновению и
лояльности властям имеет большую социальную ценность. Религиозное обучение также вносит свой
вклад в укоренение в сознании людей мыслей о необходимости повиновения авторитетам. Так, в
Библии описывается, как неповиновение высшему авторитету привело к потере рая Адамом, Евой и,
вследствие этого, всем человечеством. Далее в Ветхом Завете мы находим историю, которая может быть
названа библейским аналогом опыта Милграма. Это рассказ о готовности Авраама вонзить кинжал в
сердце своего юного сына по приказу Бога, данному без всяких объяснений. Из этой истории можно
сделать вывод о том, что любое действие, даже бессмысленное и несправедливое, является
правильным, если оно совершено по команде достаточно высокого авторитета. Тяжелое испытание
было послано Аврааму Богом с целью проверки его на послушание. И Авраам — так же как и
испытуемые в эксперименте Милграма, которые, возможно, получили один из первых уроков
повиновения авторитетам именно от него, — выдержал испытание.
Истории, подобные притче об Аврааме, а также исследования, подобные эксперименту
Милграма, могут многое рассказать нам о социальной значимости повиновения авторитетам. Однако, с
другой стороны, они могут ввести нас в заблуждение. Мы обычно не слишком сильно страдаем из-за
необходимости выполнения требований авторитетов. Фактически наше подчинение часто имеет вид
реакции щелк, зажужжало,
протекающей при незначительном сознательном размышлении или вовсе
без него. Информация, полученная от признанного авторитета, может подсказать нам, как следует
действовать в конкретной ситуации.
В конце концов, как считает Милграм, согласие с диктатом авторитетных фигур очень часто
имеет реальные практические преимущества. В детстве нам кажется, что эти люди (например, родители,
учителя) знают больше, чем мы, и мы обычно находим их советы полезными — отчасти из-за того, что
мы считаем своих наставников весьма мудрыми, отчасти из-за того, что это они решают, когда нас надо
награждать, а когда — наказывать. Эти же факторы продолжают играть важную роль и тогда, когда мы
взрослеем, хотя авторитетами для нас теперь становятся предприниматели, судьи и члены
правительства. Поскольку эти люди имеют гораздо больший доступ к информации и власти, чем мы,
нам представляется логичным подчиняться их требованиям. Такой взгляд на вещи приводит к тому, что
мы часто повинуемся авторитетам даже тогда, когда это бессмысленно.
Hosted by uCoz