Navigation bar
  Print document Start Previous page
 155 of 205 
Next page End  

- Можно защитить себя от пагубного влияния какого-либо авторитета, задав себе два следующих
вопроса. Действительно ли этот авторитет является экспертом в данной области? Насколько правдивым
он может оказаться? Первый вопрос отвлекает наше внимание от символов авторитета и фокусирует его
на истинном статусе человека. Второй вопрос заставляет нас задуматься не только о компетентности
эксперта в данной области, но и о том, насколько ему можно верить. Нам следует насторожиться, если
человек, с которым мы общаемся, сначала сообщает о себе нечто негативное. Таким образом люди часто
пытаются убедить окружающих в своей честности.
Контрольные вопросы
Совершенное владение материалом
1. Что, по вашему мнению, наиболее убедительно доказывает верность утверждения Милграма,
согласно которому готовность участников эксперимента причинять вред другим людям обусловлена
всеобщей склонностью повиноваться авторитетным лицам?
2. Какой вывод относительно нашей способности признавать влияние авторитетов на наше
поведение следует из данного исследования? Аргументируйте свое мнение.
3. Какое влияние оказывали на участников эксперимента Милграма три основных символа
авторитета? Приведите по крайней мере два примера влияния этих символов из собственного опыта.
Критическое мышление
1. В главе 1 мы столкнулись с тревожным феноменом, получившим название феномена
капитанства. Суть этого феномена заключается в том, что члены команды не обращают внимания на
ошибки капитана или неохотно упоминают о них. Если бы вы были командиром экипажа самолета, что
бы вы сделали, чтобы свести к минимуму вероятность проявления этой опасной тенденции?
2. Как вы думаете, почему в человеческом обществе возникла взаимосвязь между размером и
статусом? Считаете ли вы, что эта взаимосвязь может исчезнуть в будущем? Если вы так считаете, то
какие процессы, по-вашему, к этому приведут?
3. Предположим, вы работаете в рекламном агентстве, создающем телевизионные коммерческие
фильмы о продуктах, которые имеют ряд достоинств и один недостаток. Если вы хотите, чтобы
аудитория поверила в существование достоинств, следует ли упоминать о недостатке? Если вы о нем
упомянете, то когда вы это сделаете — в начале, в середине или в конце рекламного ролика? Как вы
объясните сделанный вами выбор?
Глава 7. Дефицит
Правило малого
Для того чтобы что-то полюбить, надо осознать, что это может быть утрачено.
Г. К. Честертон
Небольшой город Меса, штат Аризона, расположен недалеко от Феникса, где я живу. В Месе нет
никаких особенно интересных достопримечательностей, однако этот город известен тем, что в нем
живет много мормонов (по количеству проживающих в городе мормонов Меса занимает второе место в
мире после Солт-Лейк-Сити). В центре города находится огромный мормонский храм, территория
вокруг которого тщательно ухожена. Я не раз издали восхищался архитектурой этого храма, но у меня
никогда не возникала мысль зайти внутрь. Так было до того дня, когда я причитал в газете статью, в
которой рассказывалось об особом внутреннем секторе мормонских храмов, куда имеют доступ только
верные адепты церкви. Даже новообращенные не должны его видеть, однако из этого правила есть
исключение. В течение нескольких дней сразу после того, как храм выстраивается заново, всем
желающим разрешается совершить экскурсию по зданию, включая ту его секцию, вход в которую в
Hosted by uCoz