Navigation bar
  Print document Start Previous page
 156 of 205 
Next page End  

остальное время запрещен.
В газетной статье сообщалось о том, что храм в Месе недавно был подновлен и что
реконструкция была достаточно капитальной, чтобы храм можно было считать «новым» по церковным
стандартам. Таким образом, только в течение ближайших нескольких дней посетители, не являвшиеся
мормонами, могли увидеть ту часть храма, доступ в которую для них всегда был запрещен. Я очень
хорошо помню, как подействовала на меня эта статья: я немедленно решил отправиться на экскурсию.
Но когда я позвонил своему другу, чтобы спросить, не хочет ли он составить мне компанию, я начал
понимать нечто интересное и быстро изменил свое решение.
Отклонив предложение, мой друг поинтересовался, почему я вдруг так сильно захотел посетить
мормонский храм. Я был вынужден признать, что до сих пор мне не приходила в голову мысль
совершить экскурсию по храму, что у меня нет вопросов о религии мормонов, на которые мне
требовался бы ответ, что я не интересуюсь церковной архитектурой и что я не ожидаю найти в этом
храме нечто такое, чего я не мог бы увидеть в ряде других церквей, расположенных на данной
территории.
В ходе нашей беседы мне стало ясно, что особая притягательная сила данного храма объясняется
единственной причиной: если я в ближайшие дни не познакомлюсь с запретным сектором, то никогда в
будущем не буду иметь такого шанса. Нечто, что само по себе не представляло для меня большого
интереса, стало в моих глазах привлекательным просто потому, что оно стремительно становилось
менее доступным.
То, чего слишком мало, является наилучшим, а утрата — это самое ужасное
Полагаю, что не только я имею подобную слабость. Почти каждый подвержен влиянию принципа
дефицита в той или иной степени. Рассмотрим в качестве доказательства опрос студентов
университета Флориды, которые, как и большинство студентов последнего курса, оценивали качество
пищи в кафетерии кампуса как неудовлетворительное. Через девять дней, согласно данным второго
опроса, студенты изменили свое мнение. Случилось нечто, заставившее их полюбить блюда, входящие в
меню кафетерия. Любопытно, что событие, заставившее студентов изменить свою точку зрения, не
имело ничего общего с качеством приготовления пищи, которое не изменилось ни на йоту. Но вот
доступность этой пищи изменилась. Незадолго до проведения второго опроса студенты узнали, что из-
за пожара они не смогут питаться в кафетерии в течение следующих двух недель (West, 1975).
Когда коллекционеры всякой всячины, от бейсбольных карт до предметов антиквариата,
определяют ценность какого-либо предмета, принцип дефицита оказывает на них особенно большое
влияние. Как правило, если предмет является раритетом, он более ценен. Особенно показателен
феномен драгоценного дефекта. Испорченные предметы размазанная почтовая марка или с двух
сторон одинаково отчеканенная монета — иногда считаются наиболее ценными из всех. Так, почтовая
марка, на которой изображение Джорджа Вашингтона имеет три глаза, не соответствует анатомическим
фактам и выглядит неэстетично, однако коллекционеры ее усиленно ищут. В этом есть ирония:
дефектные вещи, которые в другом случае сошли бы за мусор, оказываются ценным имуществом, если
они несут на себе печать соответствующего дефицита.
Суть принципа дефицита такова —
ценность чего-либо позитивного в наших глазах
существенно увеличивается, если оно становится недоступным. С момента моего описанного выше
столкновения с этим принципом я начал обращать внимание на его влияние на мое поведение.
Например, я обычно прерываю интересную беседу с моими гостями, чтобы ответить на телефонный
звонок неизвестного звонящего. В данной ситуации этот звонящий имеет одно очень важное качество,
которого нет у моего «очного» собеседника, — потенциальную недоступность. Если я не отвечу на
звонок, я могу потерять того, кто звонит (а также информацию, которую он несет), навсегда. Не имеет
значения, что текущая беседа может быть чрезвычайно важной или интересной — гораздо более
интересной и важной, чем рядовой телефонный звонок. Когда звонит телефон, разговор с человеком,
который звонит, кажется мне более важным, чем беседа с моими гостями.
Мысль о возможной потере оказывает на людей большее влияние, чем мысль о приобретении.
Например, студенты испытывают более сильные чувства, представляя себе любовные неудачи или
Hosted by uCoz