Navigation bar
  Print document Start Previous page
 173 of 205 
Next page End  

знания о принципе дефицита, чтобы выбрать адекватную модель поведения, чем мы можем
воспользоваться? Мы можем использовать само возбуждение в качестве основного сигнала. Таким
образом, мы обратим оружие врага против него самого. Вместо того чтобы пытаться проанализировать
ситуацию, мы должны просто прислушиваться к своему внутреннему голосу, чтобы не пропустить
предупреждение. Почувствовав растущее возбуждение в ситуации, в которой существует возможность
проявления уступчивости, мы можем привести себя в состояние боевой готовности. Таким образом мы
сумеем распознать тактики, основанные на использовании принципа дефицита, и успеем принять
необходимые меры предосторожности.
Однако предположим, что мы сумели уловить сигнал, подаваемый нам поднимающейся волной
возбуждения, и поняли, что нам следует успокоиться и действовать с осторожностью. Что дальше?
Имеется ли какая-нибудь другая информация, которую мы могли бы использовать для противостояния
правилу дефицита и принятия правильного решения? В конце концов, просто поняв, что нам следует
двигаться осторожно, мы не узнаем, в каком направлении нужно двигаться; такое понимание является
лишь одной из предпосылок для принятия правильного решения.
К счастью, имеется доступная информация, которая может оказать нам существенную помощь в
принятии решений, касающихся дефицитных предметов. Обратимся еще раз к эксперименту с
шоколадным печеньем. Исследователи отметили следующий интересный момент: хотя печенье,
которого было мало, оценивалось как значительно более желанное, оно не оценивалось как хоть
сколько-нибудь более вкусное по сравнению с печеньем, которого было много. Таким образом, несмотря
на возросшее желание иметь в своем распоряжении дефицитное печенье (участники эксперимента
говорили, что им хотелось бы иметь в будущем больше дефицитного печенья и что они заплатили бы за
него более высокую цену), покупатели не изменили свое отношение к вкусу этого печенья. Здесь мы
подходим к очень важному моменту. Удовольствие заключается не в испытании на опыте дефицитного
товара, а в овладении им. Важно не путать эти два нюанса.
Всякий раз, когда мы сталкиваемся с давлением принципа дефицита, мы должны задавать себе
следующий вопрос: «Зачем нам нужен этот дефицитный предмет?» Если мы хотим извлечь из обладания
какой-либо редкой вещью социальную, экономическую или психологическую выгоду, тогда все
прекрасно; давление принципа дефицита поможет нам определить, какую сумму имеет смысл заплатить
за эту вещь — чем менее она доступна, тем ценнее она будет для нас. Однако очень часто вещь нужна
нам не только ради обладания ею. Тогда для нас важна ее потребительская стоимость; мы можем хотеть
эту вещь съесть или выпить, прикасаться к ней, слушать ее, управлять ею или каким-либо другим
образом пользоваться ею. В таких случаях очень важно помнить, что, становясь редкими в наших глазах,
вещи от этого не делаются более вкусными, не начинают лучше звучать, выглядеть, ездить или
работать.
Хотя эта мысль очень проста, она часто ускользает от нас, когда мы сталкиваемся с принципом
дефицита. Я могу привести подходящий пример. Мой брат Ричард содержал себя в период учебы,
добиваясь уступок от людей, которые упускали из виду упомянутую выше простую мысль. Тактика
Ричарда была настолько эффективной, что ему приходилось работать для получения необходимой
суммы денег только по несколько часов в неделю; это давало ему возможность остальное время
посвящать учебе.
Ричард продавал машины, но не в демонстрационном зале и не на автомобильной стоянке. Он
обычно покупал в уикэнд пару подержанных автомобилей, которые продавались частным образом через
газету, и, не затрачивая ничего, кроме мыла и воды, продавал их с определенной прибылью в
следующий уикэнд тоже через газету. Для того чтобы делать это, он должен был знать три вещи. Во-
первых, он должен был достаточно хорошо разбираться в машинах, чтобы покупать те из них, которые
предлагались по самой низкой из указанных в «Справочнике автомобилиста» цене, но которые можно
было законно перепродать по более высокой цене. Во-вторых, мой брат должен был знать, как следует
писать рекламные объявления, чтобы они вызывали интерес у солидных покупателей. В-третьих,
Ричард должен был уметь применять принцип дефицита, чтобы вызывать у потенциальных
покупателей неоправданное желание заполучить предлагаемую им машину. Ричард все это знал и умел.
Однако мы остановимся только на третьем его «таланте».
Ричард раз в неделю давал рекламное объявление в воскресную газету. Поскольку мой брат знал,
Hosted by uCoz