Navigation bar
  Print document Start Previous page
 18 of 205 
Next page End  

---
Отчет читателя (Студента бизнес-школы Чикагского университета)
Я сидел в ожидании самолета в аэропорту О'Хара, Вдруг на табло появилось объявление, что
рейс переносится и что, если пассажиры согласятся заказать билеты на более поздний рейс, они
получат компенсацию в размере 10 тысяч долларов! Разумеется, эта невероятная сумма была шуткой.
Что же, люди посмеялись. Однако я заметил, что когда была объявлена настоящая сумма компенсации
(200 долларов), желающих заказать билеты не нашлось. Администрации аэропорта пришлось
поднимать цену дважды, сначала до 300, а потом до 500 долларов, пока не появилось несколько
желающих.
Тогда я как раз читал Вашу книгу и понял, что шутники нарушили принцип контрастного
восприятия. Из-за того, что сначала они якобы предложили очень большую сумму, 200 долларов
компенсации показались пассажирам жалкими грошами. Это была довольно дорогая шутка — она
обошлась авиакомпании в лишних 300 долларов на каждого пассажира.
Примечание автора. Как вы думаете, мог ли в этом случае принцип контрастного восприятия
сыграть на руку авиакомпании и принести прибыль, а не ущерб? Наверное, стоило в качестве шутки
предложить компенсацию в 5 долларов, после чего настоящая сумма в 200 долларов показалась бы
пассажирам чрезвычайно заманчивой. И шутка удалась бы, и деньги бы сохранились.
---
Умное использование принципа контраста восприятия никоим образом не ограничивается
торговлей одеждой. Я столкнулся с методикой, которая основывается на этом принципе, когда
исследовал тактику «внушения уступчивости» компаний по торговле недвижимостью. Чтобы «научить
меня что к чему», представитель компании сопровождал меня во время показа домов перспективным
покупателям. Продавец — мы можем называть его Филом — должен был познакомить меня с основами
бизнеса, чтобы помочь в период привыкания. Вскоре я заметил, что, когда бы Фил ни приступал к
показу клиентам потенциальных покупок, он обычно начинал с пары неподходящих домов. Я спросил
его об этом, и он рассмеялся. Эти дома были тем, что он назвал собственностью «для показа». Компания
включает один-два запущенных дома в свои списки, причем явно завышая их цену. Эти дома
предназначены не для того, чтобы быть проданными покупателям, а для того, чтобы только показывать
их, так, чтобы перспективная собственность из каталога компании выигрывала от сравнения. Не все
штатные сотрудники пользовались показными домами, но вот Фил ими пользовался. Он говорил, что
ему нравится наблюдать, как «загораются глаза» людей, когда он показывает недвижимость, которую
действительно хочет им продать, после того как они увидели запущенные дома, напоминающие груду
хлама.
Автомобильные дилеры также часто используют принцип контраста. Они дожидаются, пока не
будет достигнута договоренность относительно цены на новую машину, и только после этого
предлагают на выбор предметы, которые могут быть добавлены. При заключении сделки на 15 тысяч
долларов сотня долларов на какое-нибудь излишество вроде радио FM выглядит просто смешной. То же
самое будет справедливо для дорогих аксессуаров вроде тонированных стекол, двойных зеркал для
бокового обзора или специальной отделки салона машины, которые продавец может предлагать
последовательно. Трюк заключается в том, чтобы добиваться от покупателя дополнительных трат
независимо одна от другой. При этом каждая относительно малая цена будет выглядеть выигрышно на
фоне уже определенной гораздо большей затраты. Как может подтвердить ветеран — покупатель машин,
окончательная цена во многом зависит от добавления различных кажущихся пустяками предметов. В то
время как покупатель стоит с подписанным контрактом в руках, удивляясь тому, что происходит, и не
находя никого, кроме себя, кого можно было бы обвинить, автомобильный дилер хитро улыбается
подобно мастеру джиу-джитсу.
Выводы
- Этологи, исследователи, которые изучают поведение животных в естественном окружении,
Hosted by uCoz