Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 205 
Next page End  

поздравительные открытки, адресованные ему, полились потоком от людей, которые никогда его не
встречали и никогда о нем не слышали. Большинство тех, кто ответил на открытку, даже не пытались
выяснить что-либо относительно личности неизвестного профессора, Они получили его праздничную
поздравительную открытку, щелк, зажужжало,
и они автоматически послали ему открытку в ответ
(Kunz & Woolcott, 1976). Хотя это исследование незначительно по своему масштабу, оно прекрасно
показывает действие одного из наиболее могущественных орудий влияния людей друг на друга —
правила взаимного обмена. Это правило гласит, что мы обязаны постараться отплатить каким-то
образом за то, что предоставил нам другой человек. Если женщина оказывает нам любезность, нам
следует ответить ей тем же; если мужчина посылает нам подарок ко дню рождения, мы должны
вспомнить о его дне рождения; если супружеская пара приглашает нас к себе на вечеринку, мы должны
в свою очередь пригласить эту пару к себе. Таким образом, правило взаимного обмена гарантирует нам
своего рода награду за любезности, подарки, приглашения и тому подобное. Признательность настолько
часто сопутствует получению подобных вещей, что словосочетание «премного обязан» превратилось в
синоним слова «спасибо» во многих языках.
Чувство признательности распространено чрезвычайно широко, причем, как утверждает
социолог Элвин Гоулднер (Gouldner, 1960), практически в любом обществе. [Некоторые общества
придали этому правилу статус ритуала. Так, в некоторых областях Пакистана и Индии широко
распространен узаконенный обычай обмена подарками «Вартан Бханджи» (Vartan Bhanji).
Вот как
описывает этот обычай Гоулднер (Gouldner, 1960): «Важно то, что сложившаяся система не дает людям
оставить данные ими обязательства невыполненными. Так, после окончания свадебного торжества
хозяева дарят уходящим гостям конфеты. Отсчитывая их, хозяйка может сказать: "Эти пять — ваши",
имея в виду "Это за то, что вы раньше дали мне"; затем хозяйка добавляет еще конфет, говоря: "Это мои".
При первой появившейся возможности она получит свои конфеты обратно с дополнением, которое она
позже возвратит, и так далее».]
Развитая система признательности, обусловленная правилом взаимного обмена, является
уникальной особенностью человеческой культуры. Известный археолог Ричард Лики (Leakey & Lewin,
1978) связывает сущность того, что делает нас людьми, с системой взаимообмена: «Мы — люди, потому
что наши предки научились делиться своей пищей и умениями посредством почитаемой сети
обязательств», — говорит он. Этнографы Лайонел Тайгер и Робин Фокс (Tiger & Fox, 1971)
рассматривают эту «сеть признательности» как уникальный приспособительный механизм человеческих
существ, делающий возможным разделение труда, обмен различными видами товаров и услуг
(посредством создания условий для подготовки специалистов) и формирование системы
взаимозависимостей, которые объединяют индивидов в чрезвычайно эффективно действующие
организационные единицы.
Именно ориентация на будущее, присущая чувству признательности, явилась причиной
социального прогресса. Широко распространенное и энергично поддерживаемое чувство
признательности сыграло огромную роль в человеческой социальной эволюции, поскольку
подразумевается, что один человек может дать нечто (например, еду, энергию, заботу) другому с
уверенностью в том, что его силы не будут потрачены впустую. Впервые в эволюционной истории
индивид получил возможность отдавать какую-то часть своих ресурсов и при этом не терять отданное.
Результатом этого явилось усложнение и усовершенствование системы помощи, дарения подарков,
торговых отношений, принесшее обществу огромную выгоду. Неудивительно, что правило взаимного
обмена глубоко внедрилось в наше мышление благодаря социализации, которой мы все подвергаемся.
Я не знаю лучшей иллюстрации того, насколько глубоко могут проникать в будущее
обязательства взаимного обмена, чем следующая история о 5 тысячах долларов помощи, которые были
посланы в 1985 году из Мексики доведенному до нищеты народу Эфиопии. В 1985 году Эфиопия
справедливо могла претендовать на то, что испытывает величайшие страдания и лишения в мире.
Экономика страны была разрушена. Ее продуктовые запасы были уничтожены многолетней засухой и
гражданской войной. Жители Эфиопии тысячами умирали от болезней и голода. Учитывая эти
обстоятельства, я не был удивлен, узнав о сделанном Мексикой пожертвовании 5 тысяч долларов этой
мучительно нуждающейся стране. Однако у меня буквально отвалилась челюсть, когда из краткой
газетной заметки я узнал о том, что помощь была отправлена в обратном направлении. Местные
Hosted by uCoz