Navigation bar
  Print document Start Previous page
 23 of 205 
Next page End  

Одной из причин, по которым правило взаимного обмена может чрезвычайно эффективно
использоваться в качестве инструмента для получения уступок со стороны другого человека, является
его универсальность. Данное правило обладает приводящей в трепет силой, часто вызывая
положительную реакцию на требование, которое, если бы не чувство признательности, не следовало бы
выполнять. Некоторые свидетельства того, что влияние правила взаимного обмена часто оказывается
сильнее влияния других факторов, которые обычно определяют, следует ли исполнять просьбу, можно
увидеть в результатах исследования Ригана. Ригана интересовала не только связь правила взаимного
обмена с уступчивостью, но и то, как симпатия к данному человеку влияет на склонность подчиниться
его требованию. Чтобы установить, как симпатия к Джо повлияла на решение испытуемых купить
лотерейные билеты, Риган попросил участников эксперимента заполнить несколько оценочных листов-
тестов, показывающих, насколько им нравится Джо. Затем Риган соотнес выраженность симпатии
испытуемых к Джо с количеством купленных у него билетов. При этом была обнаружена склонность
участников эксперимента покупать тем больше лотерейных билетов у Джо, чем больше он им нравился.
Но это вряд ли является поразительным открытием. Большинство из нас знает, что люди гораздо чаще
оказывают любезность тем, кто им нравится.
В эксперименте Ригана, однако, связь между симпатией и уступчивостью не наблюдалась в
ситуации, когда испытуемые получали от Джо «Кока-колу». Для тех, кто был обязан Джо, не имело
значения, нравится он им или нет; они чувствовали, что должны ему каким-то образом отплатить, и они
это делали. Участники эксперимента, отмечавшие, что Джо им не нравится, покупали у него столько же
билетов, сколько те, кто утверждал, что Джо им нравится. Правило взаимного обмена имело настолько
сильное влияние, что «брало верх» над фактором, который обычно влияет на решение подчиниться
просьбе, — над симпатией к просителю.
Подумайте о скрытых возможностях. Люди, которые вам не нравятся, — непривлекательные или
навязчивые торговцы, знакомые с тяжелым характером, представители странных или непопулярных
организаций — могут вынудить вас делать то, что им хочется, просто оказав вам небольшую любезность
до того, как они обратятся со своими притязаниями. Давайте рассмотрим конкретный пример.
Общество Кришны является восточной религиозной сектой с уходящими в глубь веков корнями. В 1970-
е годы впечатляюще увеличилось число его членов, а также объем собственности. Экономический рост
обеспечивался посредством различных видов деятельности, главным из которых являлось
выпрашивание пожертвований у прохожих в публичных местах.
В течение раннего периода современной истории Общества Кришны вымогательство взносов
осуществлялось в необычной форме. Группы фанатиков-кришнаитов — часто с выбритыми головами, в
плохо сидящей одежде, с обмотками на ногах, с четками и бубенчиками — обычно собирали
пожертвования на городских улицах, монотонно напевая и пританцовывая в процессе выпрашивания
денег.
Рис. 2.1. Кришнаит — Дед Мороз. Замаскировавшись до предела [в одежду Санта Клауса, в
преддверии праздника Рождества], но все-таки используя правило взаимного обмена в качестве
союзника, эти члены Общества Кришны были арестованы за сбор пожертвований без разрешения, когда
они навязывали леденцовые палочки рождественским покупателям, а затем выпрашивали
пожертвования
Хотя такая методика чрезвычайно эффективно способствовала привлечению внимания, сбор
средств шел не очень хорошо. Средний американец считал кришнаитов по меньшей мере странными и
не изъявлял желания давать им деньги. Членам Общества Кришны быстро стало ясно, что у них
неправильно организована реклама. Людям, у которых кришнаиты выпрашивали взносы, не нравилось,
как члены Общества выглядели и действовали. Если бы Общество Кришны было обычной
коммерческой организацией, решение было бы простым — изменить то, что не нравится публике. Но
кришнаиты — религиозная организация, и то, как ее члены одеваются и действуют, отчасти связано с
религиозными факторами. Поскольку в любой конфессии религиозные факторы, как правило, не
меняются по мирским соображениям, руководство Общества кришнаитов оказалось перед лицом
Hosted by uCoz