Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 205 
Next page End  

Рис. 2.2. Хороший нюх. Некоторые производители продуктов питания больше не дожидаются,
когда покупатели окажутся в магазине, чтобы снабдить их бесплатными образцами [а предлагают их
случайным прохожим, возле фирменных рекламных палаток]
«Невероятно! Мы никогда не видели подобного ажиотажа. Продукт раскупается с невероятной
скоростью, а мы ведь только начали... Применение ВUG привело к невероятному увеличению объема
продаж [из доклада торгового агента из Иллинойса]. Использование BUG самая фантастическая идея
в области розничной торговли. В среднем люди приобретают около половины всего содержимого BUG,
когда агенты его забирают... Одним словом, грандиозно! Мы никогда не видели подобной реакции [из
доклада торгового агента из Массачусетса].»
Торговые агенты из Amway, похоже, озадачены поразительной силой BUG. Конечно, мы с вами
теперь уже должны понимать причину такого большого успеха.
Правило взаимного обмена «правит бал» и в межличностных отношениях, когда речь не идет ни
о деньгах, ни о коммерческом обмене. Здесь будет уместно привести следующий пример. Европейский
ученый Айбл-Айбсфельдт (Eibl-Eibesfeldt, 1975) поведал миру историю одного немецкого солдата,
основной задачей которого во время Первой мировой войны была поимка вражеских солдат для
допроса. Из-за специфики окопных боевых действий того времени армиям было чрезвычайно трудно
пересекать ничейную территорию между линиями фронтов; но отдельному солдату было несложно
пробраться ползком и незаметно проскользнуть в окоп противника. В армиях имелись специалисты,
которые регулярно проделывали это, чтобы захватить в плен вражеского солдата. Германский
специалист, о котором идет речь в нашем рассказе, часто успешно выполнял подобные миссии.
Однажды он ловко преодолел расстояние между фронтами и застиг врасплох солдата во вражеском
окопе. Ничего не подозревающий солдат в это время ел и поэтому был легко обезоружен. Испуганный
пленник с одним лишь куском хлеба в руках затем сделал то, что, возможно, было самым важным
поступком в его жизни. Он протянул своему врагу хлеб. Немец был так тронут этим подарком, что не
смог выполнить свое задание. Он предпочел вернуться в свою часть с пустыми руками, не побоявшись
гнева начальства.
Интересен и другой пример. Одна женщина спасла свою жизнь не тем, что сделала подарок, как
захваченный солдат, а тем, что отказалась от подарка и от тяжелых обязательств, которые были с ним
связаны. Эта женщина, Дайана Луи, была жительницей Джонстауна в Гайане. В ноябре 1978 года глава
общины Джим Джонс призвал к массовому самоубийству всех жителей, большинство которых с
готовностью выпили из цистерны Kool-Aid [Прохладительный напиток. —
Примеч. перев.]
с
добавлением яда и умерли. Дайана Луи, однако, отказалась выполнять приказ Джонса и ушла из
Джонстауна в джунгли. Она объясняет свой протест предшествовавшим ему отказом принять особые
милости от Джонса. Будучи больной, Дайана отвергла предложенную Джонсом особую еду, потому что
«знала, что как только он мне предоставит эти привилегии, он меня поймает. Я не хотела быть ему
обязанной хоть чем-нибудь» (Anderson & Zimbargo, 1984).
Правило взаимного обмена навязывает долги
Итак, сила правила взаимного обмена такова, что странные, неприятные или вызывающие у нас
неприязнь люди, делая нам одолжение, тем самым вынуждают нас выполнять их требования. Однако
следует отметить другую важную особенность данного правила, которая делает возможной подобную
уступку. Другой человек может нажать спусковой крючок чувства признательности, оказав нам
непрошеную услугу. Согласно правилу взаимного обмена, нам следует действовать по отношению к
другим людям таким же образом, каким эти люди действуют по отношению к нам; нам вовсе не
обязательно просить о чем-либо, чтобы чувствовать себя обязанными отплатить должным образом.
Например, Ассоциация американских ветеранов-инвалидов сообщает, что на ее простой почтовый
призыв с просьбой о пожертвованиях реагирует приблизительно 18 % людей. Но если почтовое
отправление включает в себя какой-либо подарок (даже самый скромный), на него реагирует уже 35 %
людей.
Hosted by uCoz