Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 205 
Next page End  

начала (Thompson, 1990).
Некоторые из наиболее преуспевающих телевизионных продюсеров, такие как Грант Тинкер и
Гэри Маршал (Grant Tinker, Garry Marshall), преуспели в использовании данной методики в переговорах с
цензорами телесети. В одном интервью они оба чистосердечно признались в том, что сознательно
вставляют в сценарии строки, которые цензор наверняка вычеркнет, чтобы сохранить действительно
нужные строки. Маршал выглядел особенно активным в этом отношении. Обратите внимание на
следующие цитаты из статьи о нем Дика Рассела (Russell, 1978).
«Но Маршал... не только признается в своих трюках... он, похоже, получает от них удовольствие.
Об одном эпизоде своего популярного сериала «Лаверн и Ширли» (Laverne and Shirley) он говорит так:
«У нас была задумана следующая сцена: Сквигги в спешке выбегает из своей комнаты и встречается с
девушками, живущими наверху. Он спрашивает их: "Не поторопитесь ли вы, пока мое возбуждение не
прошло?" Но в сценарий мы включили еще более "сильную" фразу, зная, что цензоры ее вырежут. Они
действительно ее вырезали. Тогда мы невинно предложили им второй вариант. "Это подойдет", —
сказали они. Иногда приходится идти окольными путями».
Во время работы над сериалом «Счастливые дни» (Happy Days)
началась настоящая война с
цензорами из-за слова «девственница». Маршал говорит: «Я знал, что у нас будут проблемы, поэтому мы
вставили это слово семь раз, надеясь, что в шести случаях его вырежут, а в одном — оставят. Это
сработало. Мы снова использовали эту тактику, когда надо было сохранить слово "беременная"».»
Я наблюдал другую форму методики «отказ-затем-отступление» в ходе организованных мной
исследований работы торговых агентов, разносящих товары по квартирам. Некоторые торговые
организации используют специальную, модифицированную версию данной тактики. Конечно, самой
важной целью для торговца, ходящего по квартирам, является высокий уровень продаж. Однако, как
подчеркивается в обучающих программах многих торговых компаний, не менее важным является
получение от предполагаемого клиента сведений о потенциальных покупателях — друзьях,
родственниках или соседях, к которым можно было бы зайти. По разным причинам, которые мы
обсудим в главе 5, уровень продаж поразительно возрастает, когда продавец может упомянуть имя
знакомого человека, который «порекомендовал» заглянуть с торговым визитом.
Во время торговой практики меня никто не учил после получения отказа в отношении партии
товара «отступать» к требованию сообщить имена потенциальных покупателей. Однако в некоторых
программах обучения будущих торговых работников содержится рекомендация узнавать имена людей, к
которым можно зайти в случае отказа потенциального клиента. «Хорошо, если вы считаете, что этот
прекрасный набор энциклопедий вам пока не требуется, не могли бы вы мне помочь, назвав имена
других людей, которые, возможно, пожелают воспользоваться великолепным предложением нашей
компании? Кого из своих знакомых вы могли бы мне порекомендовать?» Многие люди, которые при
других условиях не стали бы подвергать своих друзей мощной атаке торговых агентов, соглашаются
назвать имена тех, к кому можно было бы зайти, когда подобное требование предъявлено в качестве
отступления от первоначального требования сделать покупку (выполнить это требование они только
что отказались).
Взаимные уступки, контраст восприятия и тайна Уотергейта
Мы уже рассмотрели одну из причин эффективности методики «отказ-затем-отступление» — ее
связь с правилом взаимного обмена. Но есть еще две причины. Первая имеет отношение к принципу
контрастного восприятия, о котором мы говорили в главе 1. Зная об этом принципе, можно объяснить,
почему человек тратит больше, чем было запланировано, денег на свитер после покупки костюма: по
сравнению с ценой крупного предмета цена менее дорогого кажется более низкой. Таким же образом
принцип контрастного восприятия используется в методике «большее-затем-меньшее требование»: не
слишком серьезное требование выглядит еще менее серьезным при сравнении его с более высоким
требованием. Если я хочу одолжить у вас пять долларов, я могу сделать так, что мое требование
покажется вам мелким. Для этого я сначала попрошу одолжить мне 10 долларов. Одно из преимуществ
этой тактики заключается в том, что, попросив сначала 10 долларов и отступив затем к пяти, я
одновременно задействую правило взаимного обмена и принцип контрастного восприятия. В данном
Hosted by uCoz