Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 205 
Next page End  

необходимость скрываться.
В кампусах некоторых колледжей должностные лица попытались уничтожить порочную
практику злого подшучивания над новичками путем замены Адской недели на Неделю помощи
гражданской службы или установления непосредственного контроля над ритуалами посвящения.
Подобные попытки властей члены братств обычно хитро обходят или встречают открытым физическим
сопротивлением. Например, после смерти от удушья Ричарда Свенсона в университете Южной
Калифорнии ректор университета издал новые правила, согласно которым вся деятельность братств
должна контролироваться администрацией и на церемониях посвящения должны присутствовать
взрослые советники. Как было отмечено в одном из национальных журналов, «новый кодекс вызвал
настолько ожесточенный бунт, что городская полиция и команда пожарных побоялись войти в кампус».
Смиряясь с неизбежным, другие преподаватели признали свое бессилие в борьбе с
организаторами Адской недели. «Если злое подшучивание над новичками является неотъемлемой
составляющей человеческой деятельности, а все известные факты подводят к подобному заключению,
едва ли вы будете в состоянии запретить его. Если вы не разрешите молодым людям действовать
открыто, они будут вынуждены "уйти в подполье". Вы не можете запретить секс, не можете запретить
алкоголь и точно так же не можете запретить злое подшучивание над новичками!» (Gordon & Gordon,
1963).
Что же в практике злого подшучивания над новичками представляет такую большую ценность
для студенческих обществ? Что заставляет их бороться против любой попытки поставить вне закона
унизительные и порой опасные для жизни ритуалы посвящения? Некоторые психологи считают, что
подобные ритуальные мероприятия организуют злодеи, чья извращенная психика требует, чтобы другим
людям причинялось зло и чтобы этих людей унижали. Однако полученные данные не подтверждают
подобное предположение. Исследования, в ходе которых изучались личностные качества членов
студенческих братств, показали, что эти студенты имеют даже несколько более здоровую психику, чем
другие (смотрите данные в работе С. S. Johnson, 1972). Также известно, что члены братств всегда готовы
принять участие в различных социальных проектах студенческих общин. Однако они не согласны
заменить этими проектами свои церемонии посвящения. Исследование, проведенное в Университете
Вашингтона (Walker, 1967), показало, что большинство изученных студенческих обществ по традиции
периодически организовывают что-то вроде Недели помощи, но лишь в дополнение к Адской неделе.
Только в одном случае служба помощи была непосредственно связана с процедурами посвящения.
Таким образом, вырисовывается интересная картина. Студенты-шутники являются по сути
нормальными, психологически стабильными, социально адаптированными индивидами. Они
становятся ненормально суровыми только в один момент — как раз перед приемом новых членов в
студенческое общество. Следовательно, «виновата» церемония. Значит, в ее безжалостности должно
быть нечто жизненно важное для общества, за сохранение чего оно будет упорно бороться. Что же это?
На мой взгляд, ответ на этот вопрос появился в 1959 году в результате одного интересного
исследования, мало известного за пределами социальной психологии. Двое молодых исследователей,
Эллиот Аронсон (Е. Aronson) и Джадсон Миллс (J. Mills), решили проверить истинность следующего
предположения: «Люди, прошедшие через большие трудности или страдание с целью добиться чего-то,
склонны больше ценить свои достижения, чем люди, достигшие того же самого с минимальными
затратами сил». Исследователи выбрали церемонию посвящения в качестве наилучшего предмета
рассмотрения для проверки данного предположения. Они выяснили, что студентки колледжа, вынесшие
чрезвычайно неприятную церемонию посвящения, чтобы добиться допуска в группу, в которой
обсуждались сексуальные проблемы, убедили себя в том, что дискуссии в этой группе представляют
собой чрезвычайную ценность, хотя Аронсон и Миллс повторяли, что другие члены группы были
чрезвычайно «никчемными и неинтересными». Учащиеся, которые прошли через гораздо более мягкую
церемонию посвящения или вовсе не проходили через какое-либо посвящение, были менее твердо
убеждены в ценности занятий в группе, к которой они присоединились. Было проведено
дополнительное исследование. Теперь от учащихся требовалось вытерпеть боль, а не испытать чувство
смущения, чтобы попасть в группу (Gerard & Mathewson, 1966). Чем более сильный электрический разряд
применялся по отношению к женщине во время церемонии посвящения, тем активнее она впоследствии
убеждала себя в том, что занятия в новой группе интересны, познавательны и приятны.
Hosted by uCoz