Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 205 
Next page End  

лаская и почесывая ее, причем даже в отсутствие взрослых. Более того, когда исследователи через месяц
снова оценили уровни страха у этих детей, они выяснили, что улучшение за этот период не исчезло;
фактически дети охотнее, чем когда-либо, «общались» с собаками. Важное практическое открытие было
сделано в ходе второго исследования Бандуры (Bandura & Menlove, 1968). На этот раз были взяты дети,
которые особенно боялись собак. Для того чтобы уменьшить их страхи, были использованы
соответствующие видеоролики. Их показ оказался таким же эффективным, как реальная демонстрация
смелого мальчика, играющего с собакой. Причем наибольшую пользу принесли те ролики, в которых
было показано несколько детей, играющих со своими собаками. Очевидно, принцип социального
доказательства работает лучше всего, когда доказательство обеспечивается действиями множества
других людей. [Любой читатель, который сомневается в том, что какое-либо действие кажется либо
уместным, либо неуместным в зависимости от того, сколько человек выполняет это же действие, может
самостоятельно провести несложный эксперимент. Встаньте на одной из центральных улиц в час «пик»,
выберите точку на небе или на высоком здании и смотрите на нее в течение минуты. За это время
вокруг вас изменится очень немногое — большинство людей пройдут мимо, не взглянув вверх, и, скорее
всего, ни один человек не остановится, чтобы начать смотреть вместе с вами в направлении вашего
взгляда. На следующий день придите на то же место с четырьмя своими друзьями и вместе с ними
проделайте то же самое. За 60 секунд остановится толпа людей. Все они станут запрокидывать головы,
чтобы разглядеть в небе неизвестно что. Пешеходы, которые не остановятся рядом с вами, не смогут
пересилить желание взглянуть вверх хотя бы мельком. Трое нью-йоркских социальных психологов,
проводивших подобный эксперимент, заставили 80 % всех прохожих поднять взгляд. (Milgram, Bickman
& Berkowitz, 1969).]
В поисках более высокого смысла
Рис. 4.2. Притяжение толпы может быть дьявольски сильным
Фильмы, содержащие специально подобранные примеры, оказывают мощное влияние на
поведение детей. Такие фильмы помогают решать многие проблемы. Чрезвычайно интересное
исследование провел психолог Роберт О'Коннор (O'Connor, 1972). Объектами исследования являлись
социально изолированные дети дошкольного возраста. Мы все встречали таких детей, очень робких,
часто стоящих в одиночестве в отдалении от скоплений своих сверстников. О'Коннор считает, что в
раннем возрасте у таких детей формируется устойчивая модель изоляции, которая может создавать
трудности для достижения социального комфорта и приспособления во взрослом состоянии. Пытаясь
изменить данную модель, О'Коннор создал фильм, который включал в себя 11 различных сцен, снятых в
обстановке детского сада. Каждая сцена начиналась показом необщительных детей, сначала лишь
наблюдающих за какой-то социальной деятельностью своих сверстников, а затем присоединяющихся к
товарищам к восторгу всех присутствующих. О'Коннор выбрал группу особенно замкнутых детей из
четырех детских дошкольных учреждений и показал им фильм. Результаты были впечатляющими.
Посмотрев фильм, считавшиеся замкнутыми дети стали гораздо лучше взаимодействовать со
Hosted by uCoz