Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 205 
Next page End  

сверстниками. Еще более впечатляющим было то, что О'Коннор обнаружил, когда вернулся для
наблюдения через шесть недель. В то время как замкнутые дети, которые не видели фильма О'Коннора,
оставались, как и прежде, социально изолированными, те, кто посмотрел фильм, теперь были лидерами
в своих учреждениях. Похоже, что 23-минутного фильма, увиденного лишь однажды, было достаточно
для того, чтобы полностью изменить неадекватную модель поведения. Таково могущество принципа
социального доказательства. [Другое исследование, в отличие от исследования О'Коннора (O'Connor,
1972), выявило оборотную сторону рассматриваемой медали — сильное влияние на юных зрителей
фильмов, в которых они находят подходящие для себя модели поведения, вызывает чувство тревоги у
тех, кто озабочен частым показом сцен насилия по телевидению. Результаты эксперимента,
проведенного психологами Робертом Либертом и Робертом Бэроном (Robert Liebert and Robert Baron,
1972), выглядят зловещими. Несколько детей посмотрели эпизоды из телевизионной программы, в
которой показывались люди, намеренно причинявшие друг другу вред. Было отмечено, что после этого
просмотра данные дети вели себя гораздо более агрессивно по отношению к окружающим, чем те дети,
которые закончили просмотр нейтральной телевизионной программы (скачки). Исследователи сделали
следующий вывод: когда дети видят, как люди на экране ведут себя агрессивно, они сами начинают
проявлять агрессивность. В эксперименте принимали участие дети из разных возрастных групп (пяти-
шестилетние и восьми-девятилетние), как девочки, так и мальчики, и все они реагировали на сцены
насилия практически одинаково.]
После потопа
Одна иллюстрация силы принципа социального доказательства представляется мне наиболее
удачной. Причины ее привлекательности следующие: ученые изучают процесс, являясь одновременно
его участниками, погружаясь в его естественное течение; интересную информацию получают такие
разные специалисты, как историки, психологи и теологи; становится ясно, как можно применить к нам
социальные доказательства — не со стороны других, а со стороны нас самих — чтобы убедить нас в
следующем: то, что мы склонны считать истинным, является истинным.
Если мы обратим свой взгляд в прошлое, то увидим, что история милленаристских религиозных
движений стара как мир. Различные секты на протяжении тысячелетий проповедовали, что в тот или
иной конкретный момент придет время великого счастья и избавления от всех страданий для тех, кто
верил в соответствующее учение.
В каждом подобном случае сектанты предсказывали, что начало «времени спасения» будет
отмечено знаменательным событием, обычно катастрофой, связанной с концом света. Конечно, эти
предсказания неизменно оказывались ложными, к большому сожалению сектантов.
Однако, как ни странно, после очевидного провала, вместо того чтобы разойтись, утратив
иллюзии, сектанты часто укрепляются в своих убеждениях. Рискуя быть осмеянными толпой, они идут
на улицы, публично отстаивая свои догматичные взгляды и с возросшим пылом выискивая
сочувствующих. Так вели себя монтанисты в Турции во II веке, анабаптисты в Голландии в XVI веке,
адвентисты седьмого дня в Измире в XVII веке, миллериты в Америке в XIX веке. Ничего не изменилось
и в наше время. Трое известных социологов, работающих в университете Миннесоты, — Леон
Фестингер, Генри Рикен и Стэнли Шахтер — услышали о так называемой Чикагской группе и
посчитали ее деятельность заслуживающей тщательного изучения. Они решили заняться исследованием
этой группы инкогнито, войдя в ее состав в качестве новообращенных. Кроме того, ученые запустили в
интересующую их секту специально нанятых ими наблюдателей. В результате они получили
достоверную подробную информацию о поведении членов группы до и после дня, на который
«планировалась» катастрофа (Festinger, Riecken & Schachter, 1956).
Данная группа верующих всегда была невелика, в ее составе никогда не было более 30 членов.
Лидерами группы являлись мужчина и женщина среднего возраста, которые в публикациях
исследователей фигурируют как доктор Томас Армстронг и миссис Мэриан Кич. Доктор Армстронг,
работавший врачом в колледже, давно интересовался мистицизмом, оккультизмом и летающими
блюдцами; он считался большим авторитетом в области оккультных наук. Однако главной фигурой в
группе была миссис Кич. Незадолго до описываемых событий она начала получать послания от
Hosted by uCoz