Navigation bar
  Print document Start Previous page
 95 of 205 
Next page End  

— Это потрясающе! Это потрясающе! — бормотал я, энергично жестикулируя, чтобы выразить
свой восторг. — Но как ты сегодня сумел обойтись без своего пластикового круга?
Глядя немного смущенно, поскольку его отец, по-видимому, бредил, при этом стоя в носках в
луже и размахивая ботинками, Крис объяснил:
— Ну, мне три года, и Томми три года. Томми может плавать без круга, значит, я тоже могу.
Мне захотелось ударить себя по лбу. Конечно, именно маленький Томми, а не студент-выпускник
ростом шесть футов и два дюйма нужен был Крису для получения информации о том, что он может и
что ему следует делать. Будь я более догадлив, я мог бы раньше воспользоваться примером Томми и,
возможно, сэкономил бы уйму времени. Я мог бы просто заметить, что Томми хорошо плавает, а затем
договориться с его родителями о том, чтобы мальчики провели вместе уик-энд, плавая в нашем
бассейне. Полагаю, Крис отказался бы от своего пластикового круга уже к концу дня.
Фатальное подражание
Любой фактор, который способен побудить 70 % нью-йоркцев вернуть бумажник хозяину,
включая все его содержимое (или может уменьшить вероятность того, что дети начнут курить или
станут бояться визита к зубному врачу), следует считать впечатляющим. Образ действий похожих на нас
членов общества чрезвычайно сильно влияет на наше поведение. Существуют другие, более яркие
примеры. Вот один из них. После того как на первых страницах газет появляется рассказ о каком-нибудь
самоубийстве, самолеты — частные самолеты, реактивные самолеты, принадлежащие крупным
корпорациям, рейсовые авиалайнеры — начинают падать с неба с пугающей частотой.
Было показано (Phillips, 1979), что сразу после волны публикаций, рассказывающих о
самоубийствах, число людей, которые умерли во время авиакатастроф, увеличивается на 1000 %! Более
того: увеличение числа смертей от несчастных случаев касается не только смертей в самолетах. Число
дорожно-транспортных происшествий также резко увеличивается (Phillips, 1980). В чем же причина
этого?
Одно объяснение сразу же напрашивается само: те же самые социальные условия, которые
заставляют некоторых людей совершать самоубийства, «заставляют» других умирать от несчастных
случаев. Например, определенные индивиды, предрасположенные к самоубийству, могут реагировать
на неблагоприятные социальные факторы (экономические спады, рост преступности, международную
напряженность) уходом из жизни. Другие же будут реагировать на эти же самые факторы иначе; они
могут становиться злыми, нетерпеливыми, нервными, рассеянными. И в таком состоянии люди в нашем
обществе часто управляют машинами и самолетами или обслуживают их. Отсюда резкое увеличение
числа воздушных катастроф и дорожно-транспортных происшествий.
Согласно этой точке зрения, одни и те же социальные факторы могут вызывать не только
самоубийства, но и смерти от несчастных случаев. Поэтому мы видим такую тесную связь между
рассказами о самоубийствах и фатальными крушениями. Но другие не менее любопытные
статистические данные показывают, что это не совсем верное объяснение. Число транспортных
катастроф существенно увеличивается только в тех регионах, где случаи самоубийства широко
освещались в средствах массовой информации. В других областях, где социальные условия те же, но где
газеты не публиковали рассказов о самоубийствах, резкого увеличения числа подобных катастроф не
происходит. Более того, чем шире огласка, которую получает случай самоубийства, тем больше затем
происходит крушений. Следовательно, социальные факторы сами по себе не вызывают, с одной
стороны, самоубийства, а с другой — фатальные несчастные случаи. Именно публикации рассказов о
самоубийствах приводят к авариям автомобилей и самолетов.
Для того чтобы объяснить столь тесную связь между публикациями рассказов о самоубийствах и
последующими катастрофами, была предложена гипотеза «тяжелой утраты». Поскольку в помещаемых
на первых страницах газет историях о самоубийствах речь, как правило, идет о хорошо известных и
уважаемых общественных фигурах, возможно, их широко освещаемая прессой смерть ввергает
некоторых людей в состояние шока или глубокого уныния. Ошеломленные и расстроенные, эти
индивиды начинают проявлять небрежность при управлении автомобилями и самолетами. В результате
происходит резкое увеличение числа смертельных несчастных случаев, которое мы наблюдаем после
Hosted by uCoz