Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 205 
Next page End  

просто едут или летят. Подобные планы можно осуществить различными способами. Пилот может
опустить нос самолета в момент взлета или «по неизвестным причинам» приземлиться на занятую
другим самолетом взлетно-посадочную полосу вопреки инструкциям диспетчеров из контрольной
башни; водитель машины может внезапно вильнуть и врезаться в дерево или в другую машину;
пассажир может вывести из строя водителя и вызвать тем самым катастрофу; пилот частного самолета
может, несмотря на все предупреждения, врезаться в другой самолет. Таким образом, увеличение числа
аварий, которое наблюдается после опубликования сообщения о самоубийстве на первых страницах
газет, объясняется, согласно Филлипсу, завуалированным проявлением феномена Вертера.
Я считаю это исследование блестящим. Во-первых, оно прекрасно объясняет происходящее. Если
катастрофы действительно представляют собой скрытые случаи подражательного самоубийства,
неудивительно, что мы обычно наблюдаем увеличение числа аварий после публикации рассказа о
самоубийстве. Неудивительно, что особенно заметное увеличение числа аварий обычно имеет место
после тех случаев самоубийств, которые наиболее широко освещались средствами массовой
информации и, следовательно, стали известны наибольшему числу людей. Кроме того, становится
понятно, почему количество катастроф значительно увеличивается только в тех областях, где
публиковались сообщения о самоубийствах. Логичным представляется даже то, что одиночные
самоубийства обычно вызывают такие катастрофы, в которых погибает единственная жертва, в то время
как случаи самоубийства многих людей, как правило, влекут за собой катастрофы, в которых погибает
множество жертв. Ключом к пониманию причин всех этих случаев является подражание.
К тому же из исследования Филлипса можно сделать и другой важный вывод. Это исследование
позволяет нам не только объяснять имеющиеся факты, но и делать прогнозы. Например, если волна
аварий, следующая за публикацией рассказов о самоубийствах, действительно обязана своим
появлением скорее подражательным, нежели случайным действиям, то в этих авариях, по идее, должно
погибать особенно много людей. Вполне вероятно, что люди, пытающиеся убить себя, будут
«устраивать» катастрофы так (нажимать на акселератор вместо тормоза, опускать нос самолета вместо
того, чтобы поднимать его), чтобы они были как можно более страшными. Следствием должна быть
быстрая и верная смерть. Когда Филлипс изучил отчеты авиадиспетчеров, чтобы проверить
правильность сделанного им прогноза, он обнаружил, что среднее число людей, погибающих в
авиакатастрофах, более чем в три раза выше в случаях, когда аварии происходят через неделю после
опубликования сообщения о самоубийстве, чем в случаях, когда они происходят неделей раньше
публикации. Похожий феномен можно обнаружить и в дорожной статистике, где имеются данные о
большом количестве жертв автомобильных катастроф, имевших место после публикации рассказов о
самоубийствах. Жертвы таких автомобильных катастроф умирают в четыре раза быстрее, чем обычно
(Phillips, 1980).
Весьма интересным является еще один сделанный Филлипсом вывод. Если катастрофы,
следующие за сообщениями о самоубийствах, действительно представляют собой случаи
подражательных смертей, тогда подражатели, скорее всего, должны копировать самоубийства людей,
которые на них похожи. Согласно принципу социального доказательства, мы используем информацию о
том, как ведут себя другие, чтобы решить, как следует вести себя нам самим. Как показывает
эксперимент с подброшенными бумажниками, на нас больше всего влияют действия людей, похожих на
нас.
Следовательно, рассуждал Филлипс, если заданным феноменом скрывается принцип
социального доказательства, должно быть некое явное сходство между жертвой широко освещенного
средствами массовой информации самоубийства и теми, кто погиб в автокатастрофах, последовавших за
публикацией рассказа о данном случае. Чтобы проверить свое предположение, Филлипс изучил отчеты
о дорожно-транспортных происшествиях, в которых фигурировали одна машина и один водитель.
Исследователь сравнивал возраст самоубийцы с возрастом одиночных водителей, погибших при
авариях, в которых пострадали только их машины, сразу после того, как сообщение о самоубийце
появилось в печати. И вновь прогнозы оказались поразительно точными: если в газете детально
описывалось самоубийство молодого человека, именно молодые водители врезались в деревья, столбы
и ограждения; если же сообщение в прессе касалось самоубийства человека более старшего возраста, в
подобных катастрофах погибали водители, относящиеся к той же возрастной группе (Phillips, 1980).
Hosted by uCoz