Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 144 
Next page End  

себя. Таким образом, в Англии и Соединенных Штатах юноше очень скоро удается
извлечь  всю пользу из  своих дарований.  В 25 лет,  если  только в нем  нет
недостатка в содержательности и в уме, он уже  может быть не только полезным
исполнителем, но  даже предпринимателем, не только машиной, но и двигателем.
Во  Франции,  где взяла  верх  противоположная система, принимающая с каждым
поколением все  более  и более китайский  характер, общая сумма теряемых сил
очень велика".
     И великий философ приходит  к  следующему  заключению  относительно все
возрастающего несоответствия между нашим латинским воспитанием и жизнью:
     "Во  всех  трех  стадиях учения --  в  детском,  отроческом и юношеском
возрасте -- теоретическая и школьная подготовка с помощью книг стала длиннее
и  обременительнее  ввиду  экзамена  и  получения  степеней,  и  дипломов  и
свидетельств.  Это  удлинение  и  отягощение   школьных  занятий  вызывается
применением  противоестественного   режима,  выражающегося  в   откладывании
практического  учения, искусственных  упражнений  и  механического набивания
головы  ненужными сведениями, переутомлением.  При  этом не  принимаются  во
внимание последующие  годы и обязанности, которые выпадают на долю взрослого
человека, --  одним словом, ни реальный мир, куда должен вступить  юноша, ни
окружающее его  общество, к которому  он  должен заранее  приспособиться, ни
житейские   столкновения,  к  которым  юноша   должен  быть  заранее  хорошо
подготовлен, укреплен и вооружен  (иначе он не в состоянии будет ни устоять,
ни защищаться), не принимаются в расчет этой системой воспитания. Наши школы
не дают своим ученикам такой подготовки, более важной, чем всякая другая, не
снабжают  его   необходимой  твердостью  здравого  смысла,  воли  и  нервов.
Наоборот, вместо того чтобы подготовить ученика  для предстоящих ему условий
жизни, школа лишает его необходимых  для этого качеств. Отсюда  вытекает то,
что  его  вступление в  жизнь,  его  первые  шаги  на  поприще  практической
деятельности часто сопровождаются  рядом  неприятных поражений, вызывающих у
него   чувство  огорчения  и  оскорбления,  долго   не  исчезающее  и  порой
искалечивающее его навсегда. Это тяжелое и опасное испытание; нравственное и
умственное равновесие может  пострадать от этого и рискует никогда вполне не
восстановиться. Разочарование  наступает слишком внезапно  и  бывает слишком
полным;   заблуждение  было   слишком   велико  и   слишком   велики   будут
неприятности".
     Это  были  приблизительно  последние страницы,  написанные  Тэном.  Они
превосходно резюмируют результаты долгого опыта великого философа. Я  думаю,
что  они  совершенно   непонятны,  к  сожалению,   для  профессоров   нашего
университета, не бывавших за границей.  Воспитание -- единственное средство,
которым мы обладаем, чтобы  несколько действовать на душу народа,  и грустно
думать,  что  во  Франции  почти нет  никого, кто бы  мог понять,  что  наше
современное воспитание составляет опасный элемент быстрого  упадка, и вместо
того чтобы развивать нашу молодежь, оно извращает и унижает ее.
     Полезно  было   бы   сопоставить  эти  страницы  Тэна  с  наблюдениями,
произведенными  над  воспитательной  системой   в  Америке  Полем  Бурже,  и
собранными в  его  прекрасной книге  "Outre-Mer".  Признав также,  что  наша
воспитательная система создает только ограниченных буржуа без  инициативы  и
без воли или анархистов, -- "два типа, одинаково опасных, -- цивилизованного
человека, бесплодно вращающегося среди бессильной пошлости, либо увлеченного
безумием  разрушения",  --  автор  приводит  сравнения, весьма заслуживающие
внимания. Он сравнивает  наши французские лицеи, эти фабрики  дегенерации, и
американские  школы,  превосходно  подготавливающие человека для жизни.  Тут
можно   ясно   видеть,  какая   пропасть   существует  между   действительно
демократическими  народами  и  такими,   у   которых   демократические  идеи
существуют только в речах, а не в мыслях.
     Мы  нисколько  не  удалились  от психологии  толпы  в  предшествовавших
Hosted by uCoz