Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 144 
Next page End  

такую же могущественную  силу заразы, какой обладают некоторые микробы.  Это
явление вполне  естественное, и его  можно наблюдать даже  у животных, когда
они находятся  в  стаде. Паника, например,  или  какое-нибудь  беспорядочное
движение нескольких баранов быстро  распространяется на целое стадо. В толпе
все эмоции  также точно быстро становятся заразительными, чем и  объясняется
мгновенное   распространение  паники.   Умственные  расстройства,  например,
безумие,  также обладают  заразительностью. Известно, как часто  наблюдаются
случаи умопомешательства среди психиатров,  а  в  последнее  время  замечено
даже,  что  некоторые формы, например агорафобия, могут даже передаваться от
человека животным.
     Появление  заразы  не  требует  одновременного  присутствия  нескольких
индивидов в  одном и том же месте;  оно может  проявлять свое  действие и на
расстоянии, под влиянием известных событий, ориентирующих направление мыслей
в  известном смысле  и  придающих ему  специальную  окраску, соответствующую
толпе. Это заметно особенно  в  тех  случаях,  когда  умы  уже  подготовлены
заранее  отдаленными  факторами,   о  которых  я  говорил  выше.  Поэтому-то
революционное движение 1348 года, начавшись в Париже, сразу распространилось
на большую часть Европы и пошатнуло несколько монархий. Подражание, которому
приписывается  такая   крупная  роль  в  социальных  явлениях,   в  сущности
составляет лишь одно из проявлений  заразы. В другом месте я уже  достаточно
говорил  о  влиянии подражания  и поэтому  здесь  ограничусь  лишь тем,  что
воспроизведу то, что было  сказано мною об этом предмете пятнадцать лет тому
назад и развито в последствии другими авторами в новейших сочинениях:
     "Человек так  же, как и животное, склонен к подражанию;  оно составляет
для него потребность при условии, конечно, если не обставлено затруднениями.
Именно эта потребность и обусловливает могущественное влияние так называемой
моды.  Кто  же посмеет не подчиниться ее власти, все равно,  касается ли это
мнений,  идей,  литературных  произведений  или  же просто-напросто  одежды?
Управляют  толпой  не при  помощи аргументов, а лишь при помощи образцов. Во
всякую  эпоху  существует небольшое число  индивидов, внушающих  толпе  свои
действия, и бессознательная  масса подражает им. Но  эти  индивиды не должны
все-таки  слишком удаляться от преобладающих  в толпе  идей, иначе подражать
будет трудно, и  тогда все их  влияние сведется к нулю.  По  этой-то причине
люди, стоящие  много  выше своей эпохи,  не  имеют  вообще на  нее  никакого
влияния.  Они  слишком  отдалены  от нее. Поэтому-то  и европейцы  со  всеми
преимуществами  своей  цивилизации имеют  столь  незначительное  влияние  на
народы Востока; они слишком отличаются от этих народов...
     Двойное влияние --  прошлого и взаимного подражания  -- в конце  концов
вызывает  у людей одной  и  той  же страны и одной  и  той  же  эпохи  такое
сходство,  что  даже  те, кто менее всего  должен был  бы  подаваться такому
влиянию,  -- философы, ученые  и литераторы  --  обнаруживают  все же  такое
семейное сходство в своих мыслях и стиле, что по этим признакам можно тотчас
же узнать эпоху, к которой они принадлежат. Достаточно короткого разговора с
каким-нибудь человеком, чтобы получить полное понятие о  том, что он читает,
какие его обычные занятия и в какой среде он живет".
     Зараза  настолько  могущественна,  что она  может внушать индивидам  не
только известные мнения,  но  и известные чувства.  Благодаря  именно  такой
заразе,  в  известную эпоху подвергались  презрению известные  произведения,
например, "Тангейзер",  спустя  несколько  лет  возбудивший восторги  тех же
самых людей, которые его осмеяли.
     Мнения и верования распространяются в толпе именно  путем заразы, а  не
путем рассуждений, и верования толпы всех эпох возникали  посредством такого
же  точно  механизма: утверждения, повторения  и  заразы.  Ренан  совершенно
справедливо   сравнивает   первых   основателей  христианства   "с  рабочими
социалистами,  распространяющими свои идеи по кабакам". Вольтер также говоря
Hosted by uCoz