Navigation bar
  Print document Start Previous page
 113 of 144 
Next page End  

достаточно, чтобы придать ему обаяние,  как бы ни  было ничтожно  его личное
значение.  Военный  в своем мундире, судья в своей мантии всегда  пользуются
обаянием.  Паскаль совершенно справедливо указывал на необходимость облачить
судей в мантии и  парики.  Без этого они бы  лишились на три четверти своего
авторитета. Самый свирепый социалист всегда бывает несколько смущен при виде
принца или маркиза; стоит присвоить себе  такой титул, и  самый  прозорливый
коммерсант легко даст себя обморочить.
     Это  влияние титулов,  орденов и мундиров на  толпу встречается во всех
странах,  даже  там, где  больше  всего  развито  чувство  личной свободы. Я
приведу  по этому  поводу отрывок  из  новой  книги одного  путешественника,
рассказывающего  следующее  о  том  обаянии,  которым  пользуются  некоторые
личности в Англии:
     "Много  раз  мне  приходилось наблюдать  особенное состояние опьянения,
которое овладевает даже самыми благоразумными англичанами при виде и общении
с каким-нибудь пэром Англии.  Они  заранее уже любят  его, лишь бы богатство
его соответствовало его  положению, и в его присутствии они вс£ переносят от
него  с восторгом. Они краснеют от удовольствия, когда он приближается к ним
или  заговаривает с ними; сдерживаемая радость сообщает непривычный блеск их
глазам. У них "лорд находится в крови", если позволено будет так выразиться,
как  мы выражаемся,  например, про  испанца, что у него танцах в  крови, про
немца  --  что  у него музыка в крови, и  про француза -- что у него в крови
революция-  Их  страсть  к  лошадям и  Шекспиру  менее сильна,  и они  менее
извлекают  из нее наслаждений.  Книга пэров имеет  огромный сбыт  и ее можно
найти в самых отдаленных местах и у всех так же, как Библию".
     Я касаюсь здесь лишь обаяния, которое имеют люди; но рядом с этим можно
поставить  и  обаяние мнений,  литературных и художественных  произведений и
т.д. В  последнем  случае чаще всего обаяние является результатом усиленного
повторения.  История  и  в  особенности  история   литературы  и  искусства,
представляет собой не что иное, как повторение все одних и тех же  суждений,
которые никто не смеет оспаривать и в конце концов все повторяют их так, как
выучили в школе. Есть  имена  и вещи,  которых никто не смеет коснуться. Для
современного читателя, например, чтение Гомера доставляет, конечно, огромную
и  непреодолимую скуку, но кто же  посмеет сознаться  в этом? Парфенон в его
настоящем виде является несчастной развалиной, лишенной всякого интереса, но
эта развалина обладает обаянием именно потому  что она представляется нам не
в том виде,  в каком  она  есть,  а  в сопровождении всей свиты исторических
воспоминаний. Главное свойство обаяния именно и заключается в  том,  что оно
не  допускает видеть  предметы  в  их  настоящем виде  и  парализует  всякие
суждения. ~ Толпа всегда,  а  индивиды  -- весьма часто нуждаются в  готовых
мнениях относительно всех предметов. Успех этих мнений совершенно не зависит
от  той  частицы  истины  или заблуждения,  которая  в  них  заключается,  а
исключительно лишь от степени их обаяния.
     Теперь я буду говорить о личном обаянии.  Этот род  обаяния  совершенно
отличается от искусственного или  приобретенного обаяния  и не зависит ни от
титула, ни от власти; оно  составляет достояние лишь немногих лиц и сообщает
им какое-то  магнетическое  очарование, действующее  на окружающих, несмотря
даже на существование между ними равенства в  социальном отношении и  на то,
что они не обладают никакими обыкновенными средствами для утверждения своего
господства.  Они внушают свои идеи,  чувства тем,  кто их  окружает, и те им
повинуются, как повинуются,  например,  хищные звери своему укротителю, хотя
они легко могли бы его разорвать.
     Великие  вожаки толпы: Будда, Магомет, Жанна д'Арк, Наполеон обладали в
высшей  степени именно  такой формой обаяния и благодаря ей  подчиняли  себе
толпу. Боги, герои и догматы  внушаются, но  не оспариваются; они  исчезают,
как только их подвергают обсуждению.
Hosted by uCoz