Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 144 
Next page End  

веков. Над этим скопищем, состоящим из различных рас, будет находиться такая
толпа, которая под влиянием  известных факторов приобрела уже общие черты, и
в конце концов образовала расу. При случае и  в такой толпе могут проявиться
специальные черты,  характерные для толпы  всякого рода,  но все же над ними
будут преобладать в большей или меньшей степени черты, свойственные расе.
     Обе категории скопищ под влиянием факторов, о которых мы говорили выше,
могут  превращаться  в  организованную  или  одухотворенную  толпу.  В  этой
организованной толпе мы устанавливаем следующие различия:
     А. Толпа 1. Анонимная (уличная толпа, например).
     разнородная 2.Неанонимная (присяжные, парламент
     ские собрания и т.д.).
     В. Толпа 1. Секты (политические, религиозные и т. д.).
     однородная 2. Касты (военные,духовенстао, рабочие и т. д.).
     3. Классы (буржуазия, крестьянство и т. д.).
     Постараемся  в нескольких словах определить главные отличительные черты
этих различных категорий толпы.
     *1. РАЗНОРОДНАЯ ТОЛПА
     О характерных  чертах этой толпы мы уже  говорили раньше.  Такая  толпа
составляется   из  индивидов,  самых  разнообразных  по  своей  профессии  и
умственному  развитию.  Мы  знаем уже,  что  коллективная психология  людей,
образующих действующую  толпу, отличается значительно от  их  индивидуальной
психологии, и умственное развитие не препятствует этому. Нам известно, что в
собраниях ум не играет никакой роли,  и двигателями являются бессознательные
чувства.
     Основной  фактор -- раса -- дозволяет нам установить еще более глубокие
различия  между разнообразными формами  такой толпы. Нам  приходилось уже не
раз возвращаться к вопросу о той роли, которую играет раса, и указывать, что
она является  самым могущественным фактором, определяющим поступки людей, и,
кроме  того, выражается в действиях  и свойствах  толпы. Толпа, состоящая из
индивидов самых разнообразных, но одной  и той же  расы  (например, англичан
или  китайцев),  значительно отличается от  толпы, в  состав  которой входят
индивиды  также  всякого рода,  но принадлежащие  к разным расам  (например,
русские, французы, испанцы).
     Глубокие различия, создаваемые наследственной умственной организацией в
мыслях и чувствах людей, тотчас же выступают наружу, как только какие-нибудь
обстоятельства,  довольно .впрочем,  редкие,  соединяют вместе  в  толпе,  и
притом    в   приблизительно    равной    пропорции,   индивидов   различной
национальности;  эти  различия  обнаруживаются  даже  несмотря  на кажущуюся
общность интересов,  заставивших  их собраться  вместе.  Попытки социалистов
собрать  в  общем конгрессе представителей  рабочего населения каждой страны
обыкновенно приводили лишь  к самым  яростным разногласиям. Латинская толпа,
как  бы  она ни была  революционна или консервативна, непременно обратится к
вмешательству государства для реализации своих требований.  Эта толпа всегда
обнаруживает  склонность  к  централизации  и  цезаризму.  Английская же или
американская  толпа  не  признает  государства и всегда  будет обращаться  к
частной  инициативе. Французская толпа  больше  всего  стоит  за  равенство,
английская -- за свободу. Такие различия, существующие между расами, ведут к
тому, что социализм и демократия представляют почти столько же разнообразных
форм, сколько есть наций.
     Душа расы вполне подчиняет себе душу толпы и имеет могущественную силу,
ограничивающую ее  колебания.  Надо  признать основным  законом,  что низшие
свойства толпы выражаются тем слабее, чем сильнее в  ней развита душа  расы.
Господство толпы означает варварство или же возвращение к варварству. Только
путем  приобретения  прочно  организованной   души  раса  может   избавиться
мало-помалу  от  неразумной  власти  над  ней  толпы  и  выйти из  состояния
Hosted by uCoz