Navigation bar
  Print document Start Previous page
 143 of 144 
Next page End  

происхождения,   соединившихся  вместе   благодаря  случайностям   миграций,
нашествий и побед. Общую связь  между всеми этими людьми, отличавшимися друг
от  друга  своим  языком и  религией, в жилах которых  текла  разная  кровь,
составляла полупризнаваемая  власть одного вождя. В таких смешанных скопищах
людей  в  высшей  степени  развиты  психологические черты  толпы:  временное
сцепление  частиц,  героизм,  слабости,  импульсивность  и  бурные  чувства.
Прочного в таком скопище нет ничего, это -- варвары.
     Затем время  совершает  свое  дело.  Тождественность  среды, повторение
скрещиваний,   потребности   общей  жизни  медленно  действуют,   и  скопище
разнородных  единиц начинает сливаться  и образовывает  расу,  т.е. агрегат,
обладающий общими чертами и чувствами, которые все более и более фиксируются
наследственностью. Толпа становится народом, и этот народ уже может выйти из
состояния  варварства.  Однако  он выйдет  из него лишь  тогда, когда, после
долгих  усилий, постоянной  борьбы  и бесчисленных  начинаний он приобретает
идеал. Природа этого идеала имеет мало значения; он может представлять собой
культ Рима,  Афин или поклонения  Аллаху, все равно, но  этого  идеала будет
достаточно, чтобы создать единство чувств  и мыслей  у всех индивидов  расы,
находящейся на пути своего образования.
     Тогда-то  и   может  народиться  новая   цивилизация  со  всеми  своими
учреждениями,  верованиями  и  искусствами.  Увлекаемая  своей  мечтой, раса
последовательно приобретет все, что дает  блеск,  силу и  величие. Она,  без
сомнения,  будет  толпою  в  известные  часы,  но  тогда  за  изменчивыми  и
подвижными  чертами,  свойственными  всякой толпе, всегда  будет  находиться
прочный субстрат --  душа расы, узко ограничивающая размахи колебаний народа
и управляющая случаем.
     Совершив  свое созидательное  дело,  время неизбежно  переходит к  делу
разрушения, которого  не избегают  ни  боги, ни  люди.  Достигнув  известной
степени могущества и сложности,  цивилизация перестает расти и осуждается на
упадок. Скоро должен пробить для нее час старости. Наступление его неизбежно
отмечается ослаблением идеала, поддерживающего душу расы. По мере того,  как
бледнеет  идеал,  начинают  колебаться  здания  политических,  социальных  и
религиозных учреждений, опирающиеся на этот идеал.
     По  мере прогрессивного  исчезновения  идеала  раса  все  более и более
теряет то,  что составляло  ее силу,  единство  и связность. Личность  и  ум
индивида могут,  однако, развиваться, но в то  же время  коллективный эгоизм
расы    заменяется    чрезмерным    развитием    индивидуального    эгоизма,
сопровождающимся  ослаблением силы  характера  и  уменьшением  способности к
действию. То, что составляло прежде народ,  известную  единицу, общую массу,
превращается в простую  агломерацию  индивидов  без всякой  связности,  лишь
временно  и  искусственно удерживаемых  вместе  традициями  и  учреждениями.
Тогда-то  и  наступает  момент,  когда  люди, разъединяемые  своими  личными
интересами  и  стремлениями,  и  не  умея  собою управлять,  требуют,  чтобы
руководили малейшими  их действиями, и  государство начинает оказывать  свое
поглощающее влияние.
     С окончательной потерей идеала раса окончательно  теряет свою душу; она
превращается в горсть изолированных индивидов и  становится тем,  чем была в
самом начале,  -- толпой.  Тогда  снова в  ней  появляются  все  характерные
изменчивые черты, свойственные толпе, не имеющие ни  стойкости, ни будущего.
Цивилизация теряет свою прочность и оказывается во власти всех случайностей.
Властвует  чернь  и  выступают  варвары.  Цивилизация  еще   может  казаться
блестящей, потому  что  сохранился еще внешний  фасад  ее  здания, созданный
долгим прошлым, но в действительности здание уже  подточено,  его  ничто  не
поддерживает, и оно рушится с первой же грозой.
     Переход  от  варварства  к цивилизации  в  погоне за  мечтой,  затем --
постепенное  ослабление  и умирание,  как только мечта эта будет потеряна --
Hosted by uCoz