Navigation bar
  Print document Start Previous page
 21 of 144 
Next page End  

была тождественна.  Они исчезали чаще  всего вместе со своим основателем. Из
современных наций одни только голландцы и англичане  успели подчинить своему
игу  азиатские  народы, совершенно отличающиеся от  них,  но это  им удалось
только  потому что они  умели уважать  нравы, обычаи и законы  этих народов,
предоставляя в  действительности им самим управлять собой и ограничивая свою
роль взиманием налогов, торговыми сношениями и поддержанием мира.
     За  этими  редкими  исключениями   все  большие  империи,  объединяющие
несходные народы, могут  быть созданы  только силой и осуждены погибнуть  от
насилия.
     Для того, чтобы нация  могла  образоваться и долго существовать,  нужно
чтобы она образовывалась медленно,
     постепенным  смешением рас,  мало отличных  друг  от  друга,  постоянно
скрещивающихся  между  собой,  живущих  на  одной территории,  подчиняющихся
действию одной и  той же среды,  имеющих одни и те же учреждения и одни и те
же верования. Эти различные расы могут тогда, по истечении нескольких веков,
образовать очень однородную нацию.
     По  мере  того  как  старится мир,  расы  становятся  все более и более
устойчивыми, и  их изменения путем  смешений -- все более  и  более редкими.
Вступая  в  возраст,  человечество  чувствует,  что  бремя  наследственности
становится  все тяжелее и  изменения все труднее.  Что  касается Европы,  то
можно сказать, что эра образования исторических рас для нее в скором времени
завершится.
* Отдел второй. КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ЧЕРТЫ РАС ОБНАРУЖИВАЮТСЯ В 
РАЗЛИЧНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Глава 1. ИСТОРИЯ НАРОДОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ИХ ХАРАКТЕРА
     История народа  вытекает всегда из его  душевного  склада. -- Различные
примеры. -- Как политические учреждения Франции вытекают из души расы. -- Их
действительная  неизменность  под  кажущейся  изменчивостью.  --  Наши самые
различные  политические  партии  преследуют,   под  различными   названиями,
одинаковые   политические  цели.  --  Централизация  и   уничтожение  личной
инициативы  в  пользу  государства.  --  Как  французская  революция  только
исполняла программу древней монархии.  --  Противоположность  между  идеалом
англосаксонской расы и латинским идеалом. Инициатива гражданина,  замененная
инициативой  государства.  --  Приложение  изложенных  в   настоящем   труде
принципов к сравнительному изучению развития Северо-Американских Соединенных
Штатов  и испано-американских республик.  --  Причины  процветания  одних  и
упадка других, несмотря на  одинаковые  политические  учреждения.  --  Формы
правления и учреждения имеют только очень  слабое влияние на судьбы народов.
-- Эта судьба вытекает главным образом из их характера.
     История  в главных своих  чертах может быть  рассматриваема как простое
изложение  результатов,  произведенных  психологическим  складом   рас.  Она
проистекает из  этого склада, как дыхательные органы рыб из жизни их в воде.
Без  предварительного  знания  душевного склада  народа история его  кажется
каким-то  хаосом  событий,  управляемых одной  случайностью. Напротив, когда
душа народа нам известна, то жизнь его представляется правильным и фатальным
следствием  из его психологических черт. Во всех проявлениях жизни  нации мы
всегда находим, что неизменная душа расы сама ткет свою собственную судьбу.
     В особенности в политических учреждениях  наиболее очевидно проявляется
верховная власть  расовой души. Нам легко  будет  доказать  это  несколькими
примерами.
     Возьмем сперва Францию, т.е. одну из мировых стран, испытавших наиболее
Hosted by uCoz