Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 144 
Next page End  

остальных элементов цивилизации. Этот период упадка продолжается до тех пор,
пока какая-нибудь политическая революция, нашествие, принятие  новой религии
или какой-нибудь другой фактор  не введут в искусство новых элементов. Таким
образом в средние века крестовые походы принесли знания и новые идеи, давшие
искусству толчок, который имел последствием преобразование  романского стиля
в готический.  Таким-же образом несколько веков спустя возрождение  изучения
греко-римской жизни повлекло за собой преобразование готического искусства в
искусство эпохи  Возрождения.  Точно так  же  в  Индии  нашествия  мусульман
привели к преобразованию индусского искусства.
     Важно также  заметить, что  так как искусство выражает  в  общих чертах
известные потребности цивилизации и соответствует известным чувствам, то оно
осуждено  претерпевать  согласные  с  этими  потребностями изменения и  даже
совершенно  исчезнуть, если сами родившие его потребности и чувства случайно
изменяются  или  исчезают. Из этого еще вовсе не следует, что  цивилизация в
упадке,  и  здесь мы опять  видим  отсутствие  параллелизма  между эволюцией
искусства  и   эволюцией   остальных  элементов  цивилизации.   Ни   в  одну
историческую  эпоху цивилизация не была так высока, как в настоящее время, и
ни  в  одну   эпоху,   может  быть,  не  было  более   банального   и  менее
индивидуального  искусства.  Так как  исчезли религиозные  верования, идеи и
потребности, делавшие из искусства существенный элемент цивилизации в эпохи,
когда  оно считало  за  святыни храмы  и  дворцы, то и само  искусство стало
чем-то  побочным,  предметом развлечения, которому невозможно  посвящать  ни
много времени,  ни много денег. Не будучи более предметом необходимости, оно
может  быть  только ремесленным  и подражательным. Нет в  настоящее время ни
одного  народа,  который  бы  имел  национальное  искусство,   и   каждый  в
архитектуре, как в скульптуре, живет только более или менее удачными копиями
с отдаленных времен.
     Искусство -- только низший род промышленности, когда оно перестает быть
выражением потребностей, идей и  чувств известной эпохи. Я  удивляюсь теперь
искренним  произведениям наших средневековых художников,  рисовавших святых,
рай и ад -- предметы  очень существенные тогда и составлявшие  главный центр
существования; но когда художники, у  которых уже  нет  настоящих верований,
покрывают наши стены  теми  же сюжетами, силясь вернуться к  технике другого
века,  то они делают только жалкие подражания, совершенно  не интересные для
настоящего  времени и  которые  будет  презирать  будущее.  Милые  наивности
ребенка вызывают отвращение, когда им начинает подражать старик.
     То,  что  сейчас  сказано  нами  о  живописи,  приложимо   и  к   нашей
архитектуре,   пробавляющейся   в  настоящее  время   подражаниями   формам,
соответствующим потребностям и верованиям, каких у нас уже нет. Единственная
искренняя  архитектура наших дней,  потому что она только одна соответствует
потребностям  и  идеям  нашей  цивилизации,  -- это архитектура пятиэтажного
дома, железнодорожного  моста  и  вокзала. Это  утилитарное  искусство также
характерно  для  известной  эпохи,  как  были некогда  готическая церковь  и
феодальный замок; а для будущей археологии большие  современные гостиницы  и
готические  соборы  будут  представлять  одинаковый интерес, потому  что они
будут последовательными  страницами  тех  каменных книг,  которые  оставляет
после себя  каждый век,  и  вместе с  тем,  она отбросит  с презрением,  как
негодные документы, жалкие подделки, составляющие все современное искусство.
     Ошибка  наших художников заключается  в  том,  что  они  желают оживить
формулы, соответствующие эстетическим  потребностям  и чувствам, каких у нас
уже  нет.  Наше жалкое  классическое  воспитание набило их  головы отжившими
понятиями  и  внушает  им эстетический идеал, совершенно не  интересный  для
наших дней.  Все  меняется  с веками -- люди, их потребности и верования. Во
имя  каких  принципов  решаются  утверждать,  что  одна  только  эстетика не
подчиняется  закону развития, который  управляет  вселенной? Каждая эстетика
Hosted by uCoz