Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 144 
Next page End  

для того, чтобы показать полную бесполезность подобных попыток.
     Как  бы ни были кратки  и мало  развиты предыдущие примеры,  они вполне
достаточны для того,  чтобы показать, каким глубоким изменениям подвергаются
элементы цивилизации у народов, их заимствующих. Заимствование кажется часто
значительным, потому что по  названию оно бывает иногда  очень рельефно;  но
усвоение его является  всегда в действительности очень ничтожным. С  веками,
благодаря медленнойработе поколений  и  вследствие постепенных  прибавлений,
заимствованный   элемент   сильно  отличается   от   своего  первоначального
прототипа. С этими постепенными изменениями история,  интересующаяся главным
образом внешностью, вовсе не считается, и когда она  нам  говорит, например,
что какойнибудь  народ  принял новую  религию, то мы  сейчас же представляем
себе не те верования, какие в действительности были им приняты, но именно ту
религию, какая нам известна  в настоящее время.  Нужно глубоко  изучить  эти
медленные приспособления, чтобы хорошо понять их генезис и уловить различия,
отделяющие слова от сущностей.
     Итак,  история  цивилизации  состоит из  медленных  приспособлений,  из
ничтожных  постепенных  изменений.  Если  они  нам  кажутся   внезапными   и
значительными, то потому, что мы,  как в геологии, пропускаем  промежуточные
фазы и рассматриваем только крайние.
     В действительности как  бы ни был развит  и одарен  какой-нибудь народ,
его способность усваивать  тот или  другой новый элемент  цивилизации всегда
очень  ограничена. Мозговые клеточки не  могут  усвоить себе  в день то,  на
создание  чего  потребовались века, и  что было  приспособлено к чувствам  и
потребностям  совершенно   различных  организмов.  Одни   только   медленные
наследственные  приобретения  допускают  возможность  подобных  ассимиляций.
Когда  мы  перейдем  к изучению эволюции искусства у наиболее  развитого  из
народов древности,  у греков, то увидим, что ему  нужно было много веков для
того, чтобы выйти  из грубых подражаний  ассирийским и египетским образцам и
последовательными  этапами дойти до шедевров, которым еще  поныне удивляется
человечество.
     И однако все народы, следовавшие  друг  за  другом в истории,  исключая
некоторые первобытные народы, каковы египтяне и халдеи, только и делали, что
усваивали себе элементы цивилизации, составлявшие наследие прошлого, изменяя
их сообразно своему  душевному  складу. Развитие  цивилизаций совершалось бы
несравненно медленнее,  и  история различных  народов была бы  только вечным
повторением, если бы они не могли воспользоваться материалами, выработанными
до них. Цивилизации, созданные 7 или 8 тысяч лет тому назад жителями  Египта
и Халдеи, образовали источник  материалов, куда поочередно приходили черпать
все  нации. Греческое искусство родилось из искусства, созданного на берегах
Тигра и Нила. Из греческого стиля получился римский, который в свою очередь,
смешанный с восточными влияниями,  дал начало последовательно византийскому,
романскому и готическому стилям,  разнообразящимся в  зависимости от гения и
возраста  народов,   у  ко-   --  торых  они  возникли,  но  имеющим   общее
происхождение.
     То, что мы сейчас  сказали  об искусстве,  приложимо ко  всем элементам
цивилизации, учреждениям, языкам и верованиям. Европейские  языки происходят
от  одного языка-праотца,  на  котором некогда говорили жители  центрального
плоскогорья  Азии.  Наше  право  --  детище римского  права, которое  в свою
очередь родилось  от предшествовавших прав. Сами наши науки не  были бы тем,
что они  представляют собой  теперь,  без медленной  работы  веков.  Великие
основатели  современной астрономии:  Коперник,  Кеплер, Ньютон  находятся  в
связи с Птолемеем, сочинения которого  служили учебными руководствами вплоть
до XV  века; Птолемей же  примыкает чрез Александрийскую школу к египтянам и
халдеям. Мы  видим,  таким образом,  несмотря на  страшные пробелы, которыми
полна история цивилизации, медленную эволюцию наших знаний, заставляющую нас
Hosted by uCoz