Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 144 
Next page End  

     В этом исследовании я займусь  только восточным  искусством. Генезис  и
преобразование  европейского искусства подчинялись  одинаковым  законам;  но
чтобы показать его эволюцию у  различных  народов,  нужно было  бы входить в
подробности, каких не допускают чрезвычайно тесные рамки этого исследования.
     Возьмем  сначала  искусство Египта и посмотрим,  чем оно некогда стало,
переходя последовательно к  трем  различным  расам: неграм Эфиопии, грекам и
персам.
     Из   всех  цивилизаций,   когда-либо   процветавших  на  земном   шаре,
цивилизация Египта наиболее полно вылилась в своем искусстве. Она выразилась
в  нем  с  такой силой  и  ясностью, что художественные  типы, родившиеся на
берегах Нила, могли годиться для одного только Египта и быть приняты другими
народами только после того, как они подверглись значительным изменениям.
     Египетское   искусство,   в  особенности  архитектура,  есть  выражение
особенного идеала, который в продолжение 50 веков постоянно интересовал весь
народ. Египет мечтал создать человеку нетленное жилище  ввиду его эфемерного
существования. Эта раса,  вопреки стольким другим, презирала жизнь и лелеяла
мысль о смерти.
     Более  всего ее  занимала неподвижная  мумия,  которая своими покрытыми
эмалью  глазами в своей  золотой маске  вечно  созерцает  в  глубине  своего
темного  жилища  таинственные  иероглифы. Не  опасаясь  никакой профанации в
своем гробовом  доме,  огромном,  как дворец,  среди расписанных и  покрытых
изваяниями  стен  бесконечных коридоров,  эти мумии находили здесь  все, что
прельщало  человека в течение  его короткого земного существования.  Для них
копались  подземелья, воздвигались обелиски, пилоны, пирамиды,  для  них  же
обтесывались задумчивые колоссы, сидящие  с выражением спокойствия и величия
на своих каменных тронах.
     Все прочно и массивно в  этой архитектуре,  потому  что  она стремилась
быть вечной.
     Если  бы  из всех  народов  древности  нам были  известны  только  одни
египтяне,  то  мы за всем  тем могли бы утверждать,  что искусство --  самое
верное выражение создавшей его расовой души.
     Очень различные друг от друга народы:  эфиопы  (низшая  раса), греки  и
персы (высшие  расы), заимствовали свое искусство или  у одного  Египта, или
частью у Египта, частью у Ассирии. Посмотрим же, чем оно стало в их руках.
     Возьмем  сначала самый низший из только что поименованных нами народов,
эфиопов.
     Известно, что в очень раннюю эпоху египетской  истории  (XXIV династия)
народы  Судана,  воспользовавшись  анархией  и  упадком  Египта,   завладели
некоторыми  из  его  провинций  и основали царство, имевшее  последовательно
своей столицей Напату и Мероэ и сохранившие свою независимость в продолжение
многих веков. Ослепленные цивилизацией побежденных,  они пытались  подражать
их памятникам и искусству; но эти подражания, образцы которых у нас имеются,
большей частью грубые оболваненные статуи. Эти негры были варварами;  слабое
развитие их  мозга  осудило их  на  застой;  и  действительно,  несмотря  на
цивилизующее  влияние  египтян, продолжавшееся в  течение  многих веков, они
никогда не вышли из варварства.  Нет примера  ни в древней, ни в современной
истории,  чтобы  какое-нибудь негритянское племя  возвысилось до  известного
уровня  цивилизации;  всякий  раз,  когда в силу  одной из тех случайностей,
которые в древности сложились  в Эфиопии, а в наши  дни -- в Гаити,  высокая
цивилизация  попадала  в  руки  негритянской расы,  эта  цивилизация  быстро
принимала очень плачевные формы.
     Другая  раса,  тогда  тоже   варварская,  но   белая,  греческая   раса
заимствовала у Египта и Ассирии первые образцы своего искусства, и она также
сначала  ограничивалась безобразными  подражаниями.  Произведения  искусства
этих двух  великих цивилизаций были  доставлены  ей  финикийцами, тогдашними
Hosted by uCoz