Navigation bar
  Print document Start Previous page
 75 of 144 
Next page End  

5. Нравственность толпы. -- Толпа  редко руководствуется личными интересами,
тогда как  именно личный интерес чаще всего служит исключительным двигателем
поступков отдельных индивидов. -- Морализирующая роль толпы.
     Указав в общих  чертах на главные свойства  толпы, мы перейдем теперь к
подробному рассмотрению этих свойств.
     В  числе специальных  свойств,  характеризующих  толпу,  мы  встречаем,
например,    такие:    импульсивность,    раздражительность,   неспособность
обдумывать,     отсутствие    рассуждения    и    критики,    преувеличенную
чувствительность  и  т.п.,  которые наблюдаются у  существ,  принадлежащих к
низшим формам эволюции, как  то: у женщин, дикарей и детей. На эту аналогию,
однако,  я указываю лишь мимоходом,  так как  мне пришлось бы нарушить рамки
этой  работы,  если  бы  я  захотел  ее  доказывать. Впрочем,  это  было  бы
бесполезно для людей, знакомых с  психологией первобытного  человека,  тогда
как  для тех, кто  не знаком с нею, такие доказательства все  равно были  бы
недостаточно убедительны.
     Теперь я перехожу  к последовательному  рассмотрению различных свойств,
наблюдаемых в толпе в большинстве случаев.
     *1. ИМПУЛЬСИВНОСТЬ, ИЗМЕНЧИВОСТЬ И РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ ТОЛПЫ
     Изучая основные свойства толпы, мы указали, что она почти исключительно
управляется  бессознательным. Ее действия гораздо более подчиняются  влиянию
спинного, нежели головного мозга, и  в  этом  отношении они  приближается  к
совершенно первобытным  существам.  Совершенные толпою  поступки могут  быть
превосходны сами по себе, но так как ум не руководит ими, то индивид в толпе
действует  сообразно  случайностям.  Толпа  служит  игралищем  всех  внешних
возбуждении   и  отражает  все  их   перемены;  она,  следовательно,  рабски
покоряется импульсам, которые получает. Отдельный индивид может подвергаться
тем же возбуждениям, какие действуют  на  него в толпе, но, изолированный от
толпы, он уже подчиняется рассудку и  противостоит влиянию этих возбуждений.
Физиологически это  можно выразить следующим образом:  изолированный индивид
обладает  способностью   подавлять  свои  рефлексы,  тогда  как  толпа  этой
способности не имеет.
     Различные  импульсы,  которым повинуется толпа, могут  быть, смотря  по
характеру  возбуждении,  великодушными   или  свирепыми,   героическими  или
трусливыми, но они всегда настолько сильны, что никакой личный интерес, даже
чувство самосохранения, не  в  состоянии  их подавить. Так  как возбудители,
действующие на  толпу, весьма разнообразны и толпа всегда им повинуется,  то
отсюда вытекает ее чрезвычайная изменчивость. Вот почему мы видим, что толпа
может  внезапно перейти  от  самой кровожадной  жестокости  к великодушию  и
выказать даже при случае самый абсолютный  героизм.  Толпа  легко становится
палачом,  но так же легко она идет и на мученичество.  Из ее недр лились  те
потоки   крови,  которые  нужны  были   для   того,  чтобы  восторжествовала
какая-нибудь  вера. Незачем обращаться  к героическому  веку для того, чтобы
увидеть, на что способна толпа именно с этой  точки зрения. Толпа никогда не
дорожит своей жизнью во время возмущения, и еще  очень недавно один  генерал
(Буланже?), внезапно сделавшийся популярным, легко мог  бы найти сотни тысяч
человек, готовых умереть за его дело, если бы он только того потребовал.
     В  толпе нет  предумышленности;  она  может последовательно  пройти всю
школу противоречивых чувствований,  но всегда будет  находиться под влиянием
возбуждений   минуты.  Толпа  похожа   на  листья,  поднимаемые  ураганом  и
разносимые  в  разные стороны,  а  затем  падающие на землю.  Говоря далее о
некоторых  видах   революционной   толпы,  мы   укажем   несколько  примеров
изменчивости ее чувств.
     Из-за этой изменчивости толпой  очень трудно руководить, особенно  если
часть общественной  власти находится  в  ее руках.  Если бы  нужды обыденной
жизни   не  представляли   собой   род   невидимого  регулятора   вещей,  то
Hosted by uCoz