Navigation bar
  Print document Start Previous page
 86 of 144 
Next page End  

     Идеи,  доступные толпе  лишь в  самой  простой форме,  для  того, чтобы
сделаться популярными, часто должны претерпеть глубокие изменения. В области
философских и  научных, более возвышенных, идей в особенности можно заметить
глубину  изменений,  которые  необходимы  для  того,  чтобы  эти идеи  могли
постепенно  спуститься  до уровня понятий  толпы.  Изменения эти находятся в
зависимости от категории и  расы,  к которым  принадлежит  толпа,  но всегда
имеют упрощающий  и  понижающий  характер.  Вот  почему,  с социальной точки
зрения,  не существует в  действительности  идейной иерархии, т.е. более или
менее  возвышенных идей. Уже  одного  факта  проникновения  идеи в  толпу  и
выражения ее в действиях бывает достаточно, чтобы лишить ее всего  того, что
способствовало  ее  возвышенности  и величию, как бы  она  ни была истинна и
велика при своем начале.
     С  социальной  точки зрения иерархическая  ценность  идеи,  впрочем, не
имеет  значения,  а  принимать  во  внимание  надо  только  ее  последствия.
Средневековые  мистические  идеи,   демократические   идеи   прошлого  века,
современные социальные идеи нельзя назвать очень возвышенными. С философской
точки зрения нельзя  не  считать  их довольно  прискорбными заблуждениями, а
между  тем, их  роль была  и будет очень велика, и они долго будут считаться
самыми существенными факторами в поведении государств.
     Но даже когда идея претерпела изменения, сделавшие  ее доступной толпе,
она  все-таки  действует лишь  в  том  случае,  если  посредством  известных
процессов,  о  которых будет речь  в другом  месте,  она проникла  в область
бессознательного  и  стала чувством,  а  на  это  требуется всегда  довольно
продолжительное время.
     Не следует думать,  что идея производит впечатление, даже на культурные
умы, лишь  в том случае, если доказана ее справедливость. Легко убедиться  в
этом, наблюдая, как мало действуют  даже самые непреложные доказательства на
большинство людей. Очевидность, если она очень бросается в глаза, может быть
замечена каким-нибудь образованным  индивидом  в  толпе, но  новообращенный,
находясь под  властью  бессознательного, все-таки очень быстро  вер-нется  к
своим первоначальным воззрениям.  Если  вы  увидитесь с ним  через несколько
дней, то он вам снова представит все свои прежние аргументы и в тех же самых
выражениях,  так  как  находится  под  влиянием  прежних  идей,  сделавшихся
чувствами;  эти-то  последние  служат  глубокими  двигателями наших речей  и
поступков. В толпе происходит то же самое.
     Когда  посредством известных процессов идея проникает, наконец, в  душу
толпы,   она  получает  непреодолимую   власть  над   нею  и  порождает  ряд
последствий, которые  приходится переносить.  Философские  идеи, приведшие к
французской революции, потребовали целое столетие для того, чтобы укрепиться
в  душе толпы. Известно уже,  какую  непреодолимую силу они приобрели  после
того, как  укрепились.  Стремление целого народа к приобретению  социального
равенства, к реализации абстрактных прав и вольностей расшатало все троны  и
глубоко  потрясло  западный  мир.  В  течение  целых   двадцати  лет  народы
устремлялись друг на друга, и Европа пережила такие гекатомбы, которые могли
бы  испугать  Чингисхана  и  Тамерлана.  Никогда  еще  миру  не  приходилось
наблюдать в такой степени результаты владычества какой-нибудь идеи.
     Нужно очень долгое время для того, чтобы  идеи укрепились в душе толпы,
но  не менее времени надо и  для того, чтобы они исчезли  из нее. Поэтому-то
толпа в  отношении идей всегда отставала на несколько поколений от  ученых и
философов.  Все государственные  люди  знают  в настоящее время,  как  много
ошибочного заключается в основных идеях, о которых я только что  говорил, но
так как  влияние этих  идей еще очень  сильно,  то  государственные  деятели
вынуждены управлять согласно принципам, в истинность которых они сами уже не
верят более.
     *2. РАССУЖДЕНИЯ ТОЛПЫ
Hosted by uCoz