Navigation bar
  Print document Start Previous page
 87 of 144 
Next page End  

     Нельзя  утверждать  абсолютным  образом,  что толпа не рассуждает  и не
подчиняется рассуждениям. Но  аргументы, употребляемые  ею, и те, которые на
нее действуют, принадлежат с точки зрения логики к такому разряду, что разве
только на основании аналогии их можно назвать рассуждениями.
     Рассуждения  толпы,  несмотря  на  свое  невысокое  достоинство,  также
основываются  на ассоциациях, как и рассуждения более  возвышенного рода, но
они связаны  между собой лишь  кажущейся аналогией и  последовательностью. В
них  замечается точно такая же связь, как  и  в идеях эскимоса,  знающего по
опыту, что лед прозрачен и тает во  рту, и выводящего отсюда заключение, что
и  стекло,  как прозрачное тело, должно  также таять во рту; или же в  идеях
дикаря, полагающего, что если он съест сердце мужественного  врага,  то  тем
самым усвоит себе  его  храбрость;  или  в идеях  рабочего,  подвергавшегося
эксплуатации со стороны  своего хозяина и выводящего отсюда заключение,  что
все хозяйства должны быть эксплуататорами.
     Ассоциация разнородных  вещей, имеющих лишь кажущееся отношение друг  к
другу, и немедленное обобщение частных случаев -- вот характеристичные черты
рассуждений толпы. Подобного рода аргументация всегда выставляется теми, кто
умеет  управлять толпой, и  это  единственная, которая может влиять на  нее.
Сцепление логических рассуждений совершенно непонятно толпе, вот  почему нам
и дозволяется  говорить,  что толпа не  рассуждает или рассуждает ложно и не
подчиняется влиянию  рассуждений. Не раз приходится удивляться, как плохи  в
чтении  речи, имевшие  огромное влияние на толпу,  слушавшую их. Не следует,
однако, забывать, что эти речи предназначались именно для того, чтобы увлечь
толпу, а нс для того, чтобы их читали философы. Оратор, находящийся в тесном
общении с  толпой,  умеет  вызвать образы, увлекающие ее. Если он  успеет  в
этом,  то  цель  его  будет  достигнута,  и  двадцать  томов  речей,  всегда
придуманных потом, зачастую  не стоят нескольких удачных фраз, произнесенных
в должную минуту и подействовавших на умы тех, кого нужно было убедить.
     Считаем лишним прибавлять здесь,  что эта неспособность толпы правильно
рассуждать мешает ей критически относиться к чему-либо, т.е. отличать истину
от заблуждений и имеет  определенное суждение о  чем бы то ни было. Суждения
толпы  всегда навязаны  ей  и никогда  не бывают  результатом  всестороннего
обсуждения. Но как много есть людей, которые не возвышаются  в данном случае
над уровнем толпы!  Легкость,  с  которой  распространяются иногда известные
мнения,  именно и  зависит  от  того, что большинство людей не  в  состоянии
составить себе частное мнение, основывающееся на собственных рассуждениях.
     *3. ВООБРАЖЕНИЕ ТОЛПЫ  Как  у всех  существ, неспособных к рассуждению,
воспроизводительная  способность  воображения  толпы  очень  развита,  очень
деятельна,  и  очень  восприимчива  к впечатлениям.  Вызванные  в  уме толпы
каким-нибудь лицом образы, представление о каком-нибудь событии  или  случае
по  своей  живости  почти  равняются реальным образам.  Толпа  до  некоторой
степени напоминает  спящего, рассудок которого временно бездействует и в уме
которого возникают образы чрезвычайно живые, но эти образы  скоро рассеялись
бы, если бы их можно было подчинить размышлению. Для толпы, неспособной ни к
размышлению, ни к рассуждению, не существует  поэтому ничего невероятного, а
ведь невероятное-то всегда и поражает всего сильнее.
     Вот  почему  толпа  поражается  больше  всего  чудесной  и  легендарной
стороной событий. Подвергая анализу  какую-нибудь цивилизацию, мы видим, что
в  действительности настоящей  ее опорой  является чудесное и легендарное. В
истории кажущееся всегда играло более важную роль, нежели  действительное, и
нереальное всегда преобладает в ней над реальным.
     Толпа,  способная  мыслить  только  образами,   восприимчива  только  к
образам. Только образы  могут увлечь ее или породить  в ней ужас и сделаться
двигателями ее поступков.
     Театральные  представления,  где образы  представляются толпе  в  самой
Hosted by uCoz