Navigation bar
  Print document Start Previous page
 91 of 144 
Next page End  

     Незачем  повторять здесь, что  толпа  нуждается в религии,  так как все
верования,  политические,  божественные и социальные,  усваиваются ею лишь в
том   случае,  если  они   облечены   в  религиозную  форму,   недопускающую
оспариваний.  Если  бы  было возможно заставить толпу  усвоить атеизм, то он
выразился  бы  в такой же  пылкой  нетерпимости,  как  и  всякое религиозное
чувство,  и  в  своих внешних формах скоро превратился бы в настоящий культ.
Эволюция маленькой  секты  позитивистов любопытным образом подтверждает  это
положение. С нею случилось то же, что с тем нигилистом, историю которого нам
рассказывает глубокий писатель Достоевский. Озаренный в один прекрасный день
светом  разума,  этот  нигилист   разбил  изображения  божества   и  святых,
украшавшие алтарь его часовни, потушил восковые свечи и, не теряя ни минуты,
заменил  уничтоженные изображения творениями философов-атеистов,  таких  как
Бюхнер и Молешотт, и снова благоговейно зажег свечи. Предмет его религиозных
верований изменился,  но можно ли сказать в самом деле, что изменилось также
и его религиозное чувство?
     Некоторые исторические события, и притом наиболее важные, только  тогда
становятся  понятными,  -- еще  раз повторяю это, -- когда мы  вполне уясним
себе ту религиозную форму, в  которую  всегда в  конце концов облекаются все
убеждения  толпы. Существуют социальные явления, которые надо изучать скорее
с точки зрения психолога, нежели натуралиста. Наш великий историк Тэн изучал
революцию только как натуралист,  вот почему генезис событий часто ускользал
от него.  Он  прекрасно наблюдал факты, но,  не  зная  психологии толпы,  не
всегда  добирался до их  источников. Факты испугали его  своим  кровожадным,
анархистским и свирепым  характером;  он  видел в героях этой великой эпопеи
только  стаю  диких  эпилептиков,  повинующихся  без  всяких  преград  своим
инстинктам;  однако  все   насилия   революции,   убийства,   потребность  в
пропаганде, объявление войны всем королям,  легко объясняются, если смотреть
на  них  просто как на возникновение нового  религиозного  верования в  душе
толпы. Реформа, Варфоломеевская  ночь, религиозные войны, инквизиция, террор
--   все  это  явления  тожественные,  совершенные  толпой,   воодушевленной
религиозными  чувствами, которые  необходимым  образом  требуют  истребления
огнем и мечом всего того, что противится упрочению  нового верования. Методы
инквизиции -- это методы всех искренно  убежденных людей, и эти люди не были
бы таковыми, если бы употребляли другие методы.
     Перевороты, аналогичные тем,  которые я только что приводил, не были бы
возможны,  если бы душа толпы не  вызывала их. Ни  один  из самых абсолютных
деспотов не мог бы их вызвать. Когда историки рассказывают нам, что
     Варфоломеевская ночь была делом короля, то они лишь указывают этим, что
психология толпы им так  же  незнакома, как и психология  королей. Подобного
рода  манифестации  порождаются только  душою  толпы;  самый  абсолютный  из
монархов,  самый деспотичный  может только или ускорить их появление, или же
замедлить  их. Не короли создали Варфоломеевскую ночь,  религиозные войны, и
не  Робеспьер, Дантон  или  Сен-Жюст создали террор. Во  всех этих  событиях
действовала душа толпы, а не могущество королей.
* Отдел второй МНЕНИЯ И ВЕРОВАНИЯ ТОЛПЫ
Глава 1. ОТДАЛЕННЫЕ ФАКТОРЫ МНЕНИЙ И ВЕРОВАНИЙ ТОЛПЫ
     Подготовительные факторы верований  толпы. --  Развитие этих  верований
есть последствие предшествующей обработки.  *  1. Раса. -- Ее  преобладающее
влияние. -- В этом влиянии выражаются внушения предков.
     *  2.  Традиции, --  Традиции служат выражением  синтеза души расы.  --
Социальное  значение  традиций.  --  В чем  заключается  их  вред.  -- Толпа
Hosted by uCoz