Navigation bar
  Print document Start Previous page
 97 of 144 
Next page End  

некогда было трудно касаться догматов церкви.
     Но  относительно  этого  пункта,  как  и  относительно  многих  других,
демократические идеи  оказались в полном разногласии  с данными психологии и
опыта. Многие  знаменитые философы, в  том числе Герберт Спенсер,  без труда
доказали, что образование не делает человека ни более нравственным, ни более
счастливым и  не изменяет ни его инстинктов, ни его наследственных страстей,
а  иногда  даже,  если только  оно дурно направлено, причиняет  более вреда,
нежели  пользы.  Статистики  подтвердили  этот  взгляд,   показав  нам,  что
преступность  увеличивается вместе с обобщением образования или, по  крайней
мере, с обобщением известного  рода  образования.  В  недавнем  своем  труде
Адольф Гилльо  указывает, что  в  настоящее  время  на  1000  необразованных
преступников приходится  3000 образованных, и в промежуток 50 лет количество
преступников  возросло с  227 на 100000  жителей  до 552  и,  следовательно,
увеличилась на 143%.
     Без  сомнения,  никто  не станет отрицать,  что правильно  направленное
образование может  дать  очень полезные  практические результаты,  если не в
смысле повышения  нравственности, то,  во  всяком случае, в смысле  развития
профессиональных  способностей. К сожалению, латинские  народы,  особенно  в
течение  последних  25  лет,  основали   свои   образовательные  системы  на
совершенно  ложных принципах и, несмотря на слова  самых  знаменитых  людей,
таких как Брюль, Фюстель де Куланж, Тэн и др., они  продолжают настаивать на
своих печальных заблуждениях. Я указал уже в  одной из своих  прежних работ,
как наша современная воспитательная  система превращает  во врагов  общества
тех, кто  получил это  воспитание, и как  она  подготавливает последователей
самых худших видов социализма.
     Главная  опасность  этой  воспитательной  системы,  вполне  справедливо
именуемой  латинской системой, заключается в  том, что она  опирается на  то
основное психологическое заблуждение,  будто  заучиванием наизусть учебников
развивается  ум.  Исходя  из такого  убеждения,  заставляют учить как  можно
больше, и от начальной  школы  до  получения ученой степени  молодой человек
только  и  делает,   что  заучивает  книги,  причем  ни  его  способность  к
рассуждению,  ни   его  инициатива  нисколько  не  упражняются.  Все  учение
заключается  для него в  том, чтобы  отвечать  наизусть и слушаться.  "Учить
уроки, -- пишет один из бывших министров народного  просвещения, Жюль Симон,
-- знать наизусть грамматику или конспект, хорошенько  повторять и подражать
-- вот  забавная  воспитательная  система,  где  всякое усилие является лишь
актом веры в непогрешимость учителя и ведет лишь к тому, чтобы нас умалить и
сделать беспомощными".
     Если  бы  такое  воспитание было  только бесполезно, то можно  было  бы
ограничиться сожалением о несчастных детях, которым предпочитают преподавать
генеалогию сыновей Клотария, или  историю борьбы  Невстрии и Австрозии,  или
зоологические классификации, вместо того, чтобы обучить их  в первоначальной
школе чему-нибудь полезному. Но такая система воспитания представляет  собой
гораздо  более  серьезную  опасность: она  внушает  тому,  кто  ее  получил,
отвращение к условиям своего общественного положения, так что крестьянин уже
не  желает более  оставаться крестьянином, и  самый  последний из  буржуа не
видит  для своего  сына  другой  карьеры,  кроме  той,  которую представляют
должности,  оплачиваемые  государством.  Вместо  того, чтобы  подготавливать
людей для жизни,  школа готовит их только к занятию общественных должностей,
где  можно  достигнуть  успеха, не  проявляя  ни малейшей  инициативы  и  не
действуя самостоятельно. Внизу лестницы такая воспитательная система создает
целые армии недовольных  своей  судьбой пролетариев, готовых  к  возмущению,
вверху  --  легкомысленную  буржуазию, скептическую  и легковерную, питающую
суеверное  доверие к  провиденциальной  силе  государства, против  которого,
однако,  она постоянно  фрондирует, и всегда обвиняет правительство в  своих
Hosted by uCoz