Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 20 
Next page End  

функций. Мы предлагаем характеризовать структуру общения путем выде-
ления в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактив-
ной и перцептивной. Структура общения может быть схематично изображе-
на следующим образом (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Структура общения
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смыс-
ле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между
общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и
действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и
познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе
взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма условны. Ино-
гда в более или менее аналогичном смысле употребляются и другие. Напри-
мер, в общении выделяются три функции: информационно-коммуника-
тивная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная
(Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида
//Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С.
85). Задача заключается в том, чтобы тщательно проанализировать, в том
числе на экспериментальном уровне, содержание каждой из этих сторон,
или функций. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон
не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно
лишь для анализа, в частности, для построения системы экспериментальных
исследований. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в ма-
лых группах, т. е. в условиях непосредственного контакта между людьми.
Отдельно следует рассмотреть вопрос о средствах и механизмах воз-
действия людей друг на друга и в условиях их совместных массовых дейст-
вий, что должно быть предметом специального анализа, в частности, при
изучении психологии больших групп и массовых движений.
Hosted by uCoz