Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 20 
Next page End  

Примеры. А смерил Б презрительным взглядом. Тот демонстративно
отвернулся — произошла трансакция. То же самое, но Б попросту смотрел в
другую сторону и не заметил знака презрения, — трансакция не состоялась
(контакта не было). А сообщил Б некую новость, Б улыбнулся, не сказав ни
слова, — трансакция, тем не менее, имела место, так как улыбка — это
“жест”, коммуникативный стимул. А в качестве актера произнес эффектную
реплику, зрительный зал (в качестве адресата) затаил дыхание — трансакция
состоялась. То же — если публика возмущенно зашикала, расхохоталась или
разразилась аплодисментами. Человеческие трансакции почти всегда пред-
полагают использование нескольких кодов одновременно, т. е. “пучка” язы-
ков. Язык слов сочетается с языком пауз, интонаций, поз и мимики.
4) Содержание коммуникативного стимула
Как видно из только что приведенных примеров, коммуникат способен
нести как элементарную, так и сверхсложную информацию. Пример элемен-
тарной — так называемое “поглаживание”: информация о принадлежности к
одной общности, о благожелательном отношении к партнеру. Пример
сверхсложной информации — словесно-музыкально-пантомимическая пе-
редача мистического опыта жрецом или шаманом.
Особо выделим “эмоциональный радикал” коммуникативного стиму-
ла. Если элементарный “положительный” стимул мы согласимся, по Берне,
называть “поглаживанием”, то элементарный “отрицательный” стимул за-
служивает названия “пинка”, “укуса” или “укола”. “Укол” предпочтительнее
с точки зрения стиля.
5) Партнеры контакта. Маски
Дальнейшая разработка схемы касается партнеров контакта. Посколь-
ку речь идет о людях, каждый из них располагает:
а) набором масок для “безличной” коммуникации;
6) личностью для “межличностной” коммуникации. Обратимся теперь
к контакту масок. 
Маска — это совокупность знаков (речевых, жестовых), подача кото-
рых обеспечивает “гладкое” и безопасное взаимодействие в человеческой
группе. Примеры: маска вежливости. В общественном месте отсутствие та-
кой маски (злобное или рассеянное выражение лица, грубый тон, чересчур
громкий смех и т. п.) влечет за собой санкции группы: нарекания, насмешки,
агрессивность. И в то же время появиться в маске вежливости среди подвы-
пивших гуляк — значит вызвать их раздражение или обиду; здесь требуется
другая маска: доброжелательства или лояльного невмешательства. Маска
скорби подходит для похорон, но не для свадьбы и т. д. Люди меняют маски
почти автоматически, по обстоятельствам.
Если в общении партнеров допускается только контакт масок, т. е. на-
кладывается ограничение на участие личностей в беседе, то перед нами пер-
вый случай формального общения.
Указанное ограничение может быть разным по своей природе. Отме-
тим четыре типа ограничений, накладываемых на контакт. а) Конвенцио-
нальные ограничения. В данной социальной группе существует “конвенция”
— обычай, согласно которому в автобусе не принято задавать вопросы лич-
ного характера случайному спутнику (“Вы, должно быть, сегодня плохо
спали?”) или сообщать что-либо из своей личной сферы (“Знаете, я разоча-
ровался в жизни”). Приняты лишь безличные коммуникативные стимулы
Hosted by uCoz