Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
организатором, он быстро становится главой исследовательской лаборатории. Но и в этой
должности его главное достоинство в том, что он организует работу других. Его бегающие глаза
не смотрят на человека прямо, за исключением тех случаев, когда он отдает распоряжения, в
исполнении которых заранее уверен. Он либо вульгарен, либо крайне эрудирован. В зависимости
от ситуации.
"Сильный бобр" ("торопыга"). Для него главное - быстрота достижения цели, неважно какой. Он
занимается исследованием частных проблем не потому, что они ему интересны, но потому, что
надеется найти их быстрое решение. В молодости он торопится подниматься по служебной
лестнице, так как впереди еще много ступенек и далеко до вершины. Когда же он достигает
служебных "вершин", то продолжает торопиться, потому что осталось мало времени в жизни. Он
любит скорость ради нее самой, как спортсмен.
12*              179
 
"Холодная рыба". Это показной неэмоциональный скептик. Кредо его жизни: не проси помощи, не
оказывай помощи. В конце его жизни мы найдем эпитафию: "Никакого успеха, никакой спешки,
никаких ошибок".
"Сухая лабораторная девица" - резкая, враждебная, без воображения - женский вариант "холодной
рыбы". Обычно выполняет техническую работу. Она умеет дисциплинировать работу других, но
имеет тенденцию создавать большее напряжение, чем следует. Некоторые женщины становятся
отличными учеными, но женщины такого типа - никогда.
"Нарцисс". Воплощение эгоцентризма, он находится в постоянном страхе за свои таланты и готов
ради них на любую жертву. Для "нарцисса" и преодоление трудностей, и "подарок судьбы" -
одинаковые свидетельства его исключительности.
"Агрессивный спорщик". В школе был остроумным, находчивым, все знал; в исследовательской
лаборатории он остается невыносимо самоуверенным. Это - опасный вариант "нарцисса". Он
может создать такое напряжение, которое нарушит гармонию даже наиболее сплоченной группы.
"Потенциальный вымогатель" ("акула "). Для него главное - подписать свое имя под возможно
большим количеством публикаций. В лаборатории он постоянно раздражает коллег своими
замечаниями о том, что их исследования навеяны его мыслями.
"Святой". Он чист в мыслях, словах и делах. В детстве он клянется сделать не одно, а десять
добрых дел в день. Позднее он становится медиком только из своих гуманистических стремлений.
Он не играет роль святого, он действительно святой. Однако его альтруизм представляет
серьезную помеху его деятельности в лаборатории.
"Под святого". Он подражает подлинному святому. Он улыбается мягко, но с чувством
собственной правоты. Этот тип почти так же редко встречается, как и истинный святой.
"Добряк". В школе он был любимчиком учителя, в институте - прилежным студентом. После
женитьбы он стал кормильцем семьи, которой принес в жертву свою карьеру. Он любит, главным
образом, жену и детей и готов на все ради их счастья. Он умен, но простодушен и не отличается
богатым воображением, что делает его неспособным к значительным научным исследованиям.
Селье выделил и некоторые другие типы, в том числе характеризующие склад ума (аналитик,
синтетик, классификатор). В целом же, несмотря на подробное и красочное описание
типологических различий между научными работниками, нарисованная им схема крайне
эклектична. В ней отсутствует внутренняя логика,
180
 
смешаны признаки, относящиеся к различным планам отношений ученых к коллегам, процессу
творчества, своим притязаниям и др. Как позитивный момент можно было бы отметить указание
на необходимость рассматривать роль детства в приобретении будущим научным работником
стиля мышления, интересов, самооценки. Верно подмечено, что психологическое изучение
творческой личности не должно носить характер "среза", но продуктивно лишь в том случае, если
охватывает весь его жизненный путь.
В целом разработка типологий личности ученых не получила широкого развития. Во-первых,
очень трудно выделить тот существенный признак, который мог бы лечь в основу подлинно
научной классификации личности ученого. Пока что каждый автор выбирал этот признак
достаточно произвольно, ориентируясь на собственные, подчас интуитивные представления.
Кроме того, любая классификация личности ученого описывает "чистые типы, которые в жизни
встречаются крайне редко. В действительности большинство ученых располагается между этими
Hosted by uCoz