Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
184
 
снимаются социально-психологические барьеры, связанные с боязнью неудачи, неблагоприятной
внешней оценки ("А что будет, если я не решу эту проблему?..").
Итак, продуктивность ученого определяется специфическим сочетанием интеллектуальных и
мотивационных составляющих личности. Возможность реализации творческого потенциала
модифицируется под влиянием мотивации, которая либо помогает, либо препятствует его
воплощению в исследовательской деятельности. Именно в "изъянах" мотивации некоторые
исследователи видят причину того, что часть людей, давно работающих в науке и отнюдь не
глупых, не реализуют свои способности, остаются посредственными научными работниками. За
счет того же фактора - сильной внутренней мотивации - не столь способные ученые могут
добиваться поразительных успехов в своей работе. И потому утверждение о том, что "настоящим"
ученым может стать лишь тот, кто любит науку ради нее самой, а не ради тех благ, которые она
дает, в целом является справедливым.
§ 4. Семейное окружение и его роль в формировании личности ученого
Наряду с изучением особенностей самой личности шел поиск внешних детерминант, которые
определяют жизненный путь будущего ученого на разных возрастных этапах его развития. В
основном анализировались две зависимости: 1) влияние факторов среды и окружения на
формирование личности и ее творческих способностей; 2) влияние внешних факторов на выбор
научной карьеры.
Имеются некоторые данные о роли взаимоотношений со школьными учителями и с
преподавателями в период обучения в высшем учебном заведении. Авторитарный учитель, жестко
контролирующий детей, придерживающийся традиционных форм обучения, подавляет
творческую активность своих учеников. Среди вузовских преподавателей наиболее способствуют
развитию творческого потенциала студентов те, которые уделяют своим подопечным много
внимания во внеучебное время, сами успешно занимаются научной работой и поощряют в
студентах независимость
мыслей и действий.
Но в подавляющем большинстве исследований в качестве предмета изучения выступали
социальные и социально-психологические характеристики семей, в которых воспитывались
будущие ученые.
185
 
Среди социальных факторов особое внимание уделялось социальному статусу семьи,
материальному уровню ее жизни, образованию и вероисповеданию родителей, количеству и
составу детей в семье и т. п. Объектом изучения были и выдающиеся ученые прошлого, сведения
о семье которых брались из биографических источников, и современные ученые.
Было обнаружено, что родители будущих ученых, как правило, имели высокий уровень
образования и происходили из средних слоев общества. Из семей, занимающих высокое
социальное положение в обществе (политическая, финансовая и деловая верхушка и т. п.), редко
выходят ученые, тем более выдающиеся. Если же дети из этих семей и занимаются наукой, то
предпочитают гуманитарные дисциплины (Knapp, Goodrich, 1952; Knapp, 1963; Roe, 1953).
Среди западных ученых (в основном американских) наиболее творчески продуктивными являются
иудаисты, затем протестанты, затем католики. И наконец, многие ученые были единственными
или старшими детьми в семье.
Понятно, что эти результаты отражают лишь среднестатистические тенденции. А это значит, что в
действительности среди ученых встречаются представители разных социальных слоев и
вероисповеданий, а также атеисты, дети из многодетных и малообеспеченных семей.
Кроме того, констатация сходства в социальных корнях ученых требует следующего шага - ответа
на вопрос: почему так происходит? Очевидно, что за каждым из этих факторов лежат более
глубокие объективные и субъективные обстоятельства, порождаемые условиями жизни семьи.
Например, семьи с низким материальным достатком просто не обладают возможностью дать
своим детям хорошее образование, чаще нацеливают детей на скорейшее начало самостоятельной
работы и помощь в обеспечении прожиточного минимума семьи.
Дети из высших слоев общества могут выбирать иные, нежели научное поприще, виды карьеры,
чтобы поддержать высокий социальный статус семьи, соответствовать ожиданиям родителей,
Hosted by uCoz