Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
стремящихся видеть их также на вершине общественной пирамиды. Большое значение имеют
традиции, желание родителей найти в детях преемников и продолжателей их дела.
Что касается корреляции между уровнем продуктивности и принадлежностью к той или иной
вере, то это может объясняться разными принципами поведения и стилями воспитания,
характерными для той или иной религиозной ориентации. Известно, что католическая вера в
большей степени требует от своих приверженцев соблюдения установленных канонов поведения,
186
 
в частности некритичности в восприятии основных догматов веры, строгости и жесткости в
отношениях с детьми, большое место принадлежит в ней внутренним и внешним запретам и
ограничениям'.
Таким образом, объективные условия жизни семьи формируют в ней определенные социально-
психологические феномены - установки, ожидания, предпочтения и ценности, которые
отражаются на психологическом облике и профессиональной ориентации ребенка, выросшего в
этом окружении. Поэтому огромную важность для развития личности имеют социально-
психологические характеристики родителей, особенности сложившихся детско-родительских
отношений и стиля воспитания, принятых в семье. С этой точки зрения и должен
интерпретироваться тот факт, что ученые часто бывают единственными, старшими или
последними детьми в семье. Все перечисленные позиции ребенка в семье являются по-своему
исключительными. Первый, последний, а тем более единственный ребенок чаще, чем другие дети,
становится объектом особого внимания со стороны взрослых.
Обнаружено, что некоторые характеристики родительского стиля поведения в целом и отношений
с детьми положительно коррелируют с развитием у ребенка творческого потенциала. К ним
относятся:
1) неконформность (т. е. наличие собственного мнения и умение его отстаивать);
2) отсутствие повышенной тревожности и необоснованных страхов;
3) независимость, вера в собственные силы, основанная на их реалистической оценке;
4) поощрение в ребенке самостоятельности, инициативы;
5) "демократический" стиль воспитания, уважение к личности ребенка;
6) ровный, но не слишком теплый фон эмоциональных отношений в семье.
Нетрудно заметить, что это те условия, которые помогают формированию самостоятельности и
ответственности - важней-
' Данные, полученные в подобных исследованиях, могут иметь как минимум две точки
практического приложения. Во-первых, можно просто очертить тот социальный круг, где с
наибольшей вероятностью будут встречаться способные молодые люди, мечтающие стать
учеными, и именно на нем сосредоточить поиски будущих талантов. Во-вторых, там, где это
зависит от усилий общества, можно попытаться снизить влияние факторов, сдерживающих
развитие творческой личности, и, наоборот, культивировать факторы, благоприятствующие
такому развитию.
187
 
ших предпосылок становления человека как зрелой и сильной личности.
Упоминавшееся выше исследование Кэттелла спровоцировало интерес к поиску условий,
способствующих формированию так называемых шизотимных черт личности, и прежде всего ин-
троверсии, для которой характерны погруженность в себя, склонность к тщательному
обдумыванию и планированию своих действий, самоанализ, высокий уровень контроля за своими
чувствами. Объектом пристального внимания стали тяжелые ситуации и события, пережитые
учеными в детском возрасте: частые и/или серьезные болезни в детстве, распад семьи, ранняя
смерть одного или обоих родителей, конфликтные отношения в семье и другие. Высказывалась
гипотеза о том, что подобные ситуации являются для ребенка сильным стрессом и заставляют его
замыкаться в себе, искать спасения в напряженной интеллектуальной жизни.
Действительно, в биографиях ряда ученых встречаются такие события. Однако, во-первых, это
нельзя рассматривать как непреложное правило, и количество ученых, чье детство протекало
вполне безоблачно, ничуть не меньше. Во-вторых, психологический смысл этих ситуаций
неоднозначен и может быть истолкован по-разному. Любой стресс, сложное жизненное испытание
кого-то ломает, а для кого-то является стимулом и условием более раннего взросления и
созревания личности.
Hosted by uCoz