Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
образование, определяющее позицию человека по отношению к наиболее значимым для него
явлениям окружающего мира. Именно система мотивов и ценностей придает смысл и "знак"
индивидуальным характеристикам поведения, таким, на-
193
 
пример, как целеустремленность, настойчивость, воля и др., которые часто принимаются за
собственно личностные качества. Они описывают динамические аспекты проявления личности, но
ничего не говорят о ее сути, о том, к каким именно целям она так устремлена, ради чего так
настойчива, почему проявляет незаурядную волю в одних ситуациях и не проявляет в других.
Что значит "хорошо знать человека"? Не что иное как с большой степенью вероятности
предвидеть его поступки в различных ситуациях. А это становится возможным лишь при знании
относительно устойчивых, "сквозных" характеристик его личности, каковыми являются мотивы и
ценности. Они организованы в иерархическую структуру, в которой одни элементы занимают
доминирующее, определяющее положение, другие - подчиненное, второстепенное.
Формирование относительно стабильной иерархически организованной мотивационно-
ценностной системы служит одним из показателей завершения становления личности, т. е.
обретения ею своей идентичности. К этому моменту человек как бы уже вылепил свое
неповторимое лицо и в дальнейшем обычно вносит в него лишь незначительные изменения. Это
"лицо" - совокупность идеалов, убеждений, взглядов и установок, побуждающих его деятельность,
составляющих смысл жизни, теперь определяет отношение индивида к миру вещей, людей и к
самому себе. Начиная с этого момента, источник личностного развития перемещается внутрь
самой личности. Зрелая личность обладает способностью самостоятельно планировать и
управлять своей жизнью, строить научную судьбу, ставить себе цели научной деятельности,
разрабатывать пути их достижения и делать это, исходя из сформированных внутренних
императивов и ценностей.
Только достигая такой ступени развития, личность может стать внутренне свободной. Это
означает, что она может преодолевать внешние, случайные обстоятельства, не теряя при этом
своего "лица", сохранять свои фундаментальные ценности, не жертвовать своей позицией ради
достижения сиюминутных целей.
Отсутствие устойчивой позиции делает человека сильно подверженным внешним влияниям,
"хамелеоном", легко меняющим свои взгляды в зависимости от изменения обстоятельств. Умение
оставаться самой собой, в особенности в ситуациях, требующих личностного выбора, - одна из
фундаментальных характеристик творческой личности. Почему выдающиеся ученые так часто
отличаются оригинальным поведением, наличием особых привычек и причуд? Многие склонны
считать оригинальность сущностной чертой ученого, которая проявляется и в на-
194
 
уке, и в жизни. С этим можно согласиться, если рассматривать оригинальность поведения и
мышления как следствие проявления глубинной, внутренней личностной независимости. Ученый,
способный на отстаивание своих научных и жизненных принципов, не боящийся проявить себя
как личность, как правило, не боится проявлять себя и как индивидуальность, т. е. быть не как все
и в главном, и в мелочах. Но было бы глубочайшим заблуждением начинать "самопостроение"
себя как ученого с оригинальничания. Путь к подлинной оригинальности лежит через четкое
оформление и действенное претворение в жизнь собственной неповторимой системы ценностей,
убеждений и взглядов.
Если основой личности является ее мотивационно-ценностная структура, то специфику личности
ученого следует искать в особенностях организации этой структуры. В ценностной системе
ученого появляются особые, специфические элементы, непосредственно связанные с наукой: это,
к примеру, потребность заниматься научной деятельностью, возникающая из соприкосновения с
миром науки в целом и с конкретной проблемой в частности; это научные взгляды и убеждения,
приверженность некоей идее, которые начинают функционировать как самостоятельные и очень
важные ценностные образования.
Хорошо известно, как мучителен для ученого отказ от своих идей и теорий, как часто он
предпочитает "не видеть" очевидных возражений против них. Многие жертвуют карьерой,
благополучием ради отстаивания каких-то, казалось бы, абстрактных концепций. Если бы эти
идеи и взгляды были тождественны простому знанию, вряд ли отказ от них переживался бы как
разрушение личности. Значит, эти чисто содержательные компоненты научной деятельности
Hosted by uCoz