Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
познании мироздания ни вела новая физика (идеи которой он вносил в биологию), ни одна
человеческая проблема ее теориями не объяснима. Живая система характеризуется негэн-
тропийностью: чем больше она работает, тем больше берет на себя энергию из среды. Самый
могучий деятель - человеческий организм. Он способен дать "такой рабочий результат, такие
последствия, которые на долгое время заставят вспоминать эту индивидуальность".
С переходом в "мир людей" поведение, организуемое доминантой, становится качественно новым.
Здесь каждый индивид самоценен, уникален. Личностное начало входит в творимую людьми
оболочку планеты, названную Вернадским (посещавшим в 20-х годах лекции Ухтомского)
ноосферой. Но Вернадский определял ее по параметру интеллекта (отсюда и сам термин). Для
Ухтомского же планетарное явление - это не только
 
14*
211
 
мысль, но и великое многообразие лиц, преобразующих мир энергией своих доминант и
создающих в нем особую "персоносферу". Здесь опять-таки сказалась одна из особенностей его
когнитивного стиля - антиредукционизм.
Существенную роль играли его поглощенность двумя далеко отстоящими друг от друга, но в его
творчестве неизменно сопряженными сферами, а именно сферой физико-технических
представлений о мире и сферой нравственно-религиозных (христианских) ценностей. Идея
цельности "пространства-времени" побуждала под таким же углом зрения осмыслить процессы в
физиологическом субстрате, объяснение которых априорно сковывалось локализацией трех
координат.
Преодолевая подобную схему, он выдвинул приобретшую известность также и за пределами
физиологии (в частности, у одного из слушателей его лекций, знаменитого литературоведа М. М.
Бахтина) концепцию "хронотопа" как единства пространственно-временной организации
процессов поведения (охватывающих в нераздельности интроцентральную нейродинамику и образ
среды активности организма). Внутренне-мотивационной духовно-нравствейной позицией
Ухтомского была и его концепция "доминаты на лицо (т. е. личность) другого" в сочетании с
понятием о другом человеке как "заслуженном собеседнике". Понятие "собеседования" означало
не простой обмен речевыми знаками, но общение, имеющее личностный подтекст.
§ 6. Надсознательное
Развитие современного знания о науке и ее людях требует преодолеть расщепленность двух
планов анализа - логического и психологического. Проблема, с которой здесь сталкивается теория,
обостряется запросами практики. Если попытки интенсифицировать исследовательский труд все
еще направляются преимущественно тем, что подсказывают житейская интуиция, личный опыт и
здравый смысл (поскольку голос науки в этих вопросах звучит пока слабо), то главную причину
этого следует искать в неразработанности теории внутренней логико-психологической
организации (Reichenbach, 1954) деятельности ученых, ее детерминант и механизмов.
Серьезным препятствием на пути построения такой теории является традиционная разобщенность
двух направлений в исследовании процессов и продуктов научного творчества - логического и
психологического. Со стороны логики принципиальная несовместимость этих направлений была в
новейшее время провозглашена Рейхенбахом, утверждавшим, что логика инте-
212
 
ресует только "контекст обоснования", тогда как "контекст открытия" не подлежит логическому
анализу; Поппером, настаивавшим на том, что вопрос о зарождении идей не имеет отношения к
логике как таковой, и многими другими. Реальное, доступное эмпирическому контролю (а тем
самым и практическому воздействию) движение мысли относится, с этой точки зрения, к области
психологии. Что касается самих психологов, то они, принимая проводимое логиками
разграничение сфер исследования, полагают, что обращение к актам творчества ("контексту
открытия", процессам порождения замысла, постижения новой истины и т.д.) с необходимостью
выводит за пределы сознания, к явлениям, обозначаемым терминами "интуиция" и
"подсознательное" (или "бессознательное").
Попытки трактовать подсознательное как причинный фактор научного творчества отражают все
то же расщепление логического и психологического, но теперь уже со стороны психологии, а не
Hosted by uCoz