Navigation bar
  Print document Start Previous page
 121 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Так, например, феномены, представляющие в творчестве Выготского надсознательный уровень,
выступают на многих отрезках его жизненного пути. В трактовке речевого рефлекса как элемента
организации поведения на уровне человека содержалось потенциально несколько важных идей:
как рефлекс он организатор поведения, как речевой - общения (коммуникации), как
представляющий систему языка - знак, который может служить сигналом
216
 
и своего рода оператором (орудием) и носителем знания, т. е. интеллектуального содержания. Эти
потенциальные (объективно представленные в природе языка) факторы предвосхищались (на
уровне надсознания) Выготским, переходя на уровень расчлененных понятий при решении им
исследовательских задач.
Реальная ценность научного вклада и его проекция в теоретическом сознании отдельного ученого
и даже целого поколения ученых могут не совпадать. Поэтому необходимо различать
теоретические представления, с одной стороны, и их категориальную подоснову - с другой.
Для обозначения тех уровней деятельности ученого, которые выступают в его сознании в
расчлененных продуктах, мы воспользовались термином "теория". Для уровня, который,
конституируя ход исследовательской мысли, хотя и отражается в теориях, гипотезах, моделях, но
не осознается в качестве самостоятельной исторически развивающейся системы наиболее общих
(содержательных) форм научного знания, мы использовали термин "категория". И "теория", и
"категория", объективируясь, запечатлеваясь в продуктах научной деятельности, ведут
независимую от творящих их индивидов историческую жизнь. Вместе с тем и та и другая
представлены в "психической среде" конкретного ученого. Однако их представленность разная.
Категориальный строй и работа, которая ведется в его "режиме" (в отличие от строя
теоретических представлений), не выступают для индивидуального сознания в виде
самостоятельного предмета изучения, обсуждения, анализа и критики.
Между тем развитие категорий составляет важнейший плод научного труда. Можно было бы
сказать, что это развитие в силу отмеченных выше обстоятельств совершается бессознательно.
Однако с термином "бессознательное" история философско-психологической мысли соединила
множество ассоциаций, мешающих отграничить то, что было испытано индивидом, но в данный
момент им не осознается, от того, что им созидается соответственно объективным требованиям
логики науки. Явления второго порядка мы предпочитаем называть не бессознательными или
подсознательными, а надсознательными, поскольку скрытый от умственного взора субъекта мир
категориального развития научных ценностей представляет не подспудные, безличностные
"глубины", а "вершины" человеческой психики.
Опасность расщепления человека на сферы, причастные разным мирам, Павлов изначально
полагал проистекающей из ограниченности средств, которыми снабжена научная мысль. Свои
открытия условных рефлексов он никогда не считал исчерпывающими научное знание о
жизненных явлениях, включая в их
217
 
число психические. Он претендовал, начиная свое дело, на детерминистское объяснение хотя и
фундаментального, но лишь одного явления из этого разряда. Создавать же целое из объективного
и субъективного он на первых порах считал задачей философа, "который олицетворяет в себе
величайшее человеческое стремление к синтезу, хотя бы в настоящее время и фантастическому"
(Павлов, 1951).
Однако последнее слово Павлова было другим. Картину, дающую, говоря павловскими словами,
"целое из объективного и субъективного", представлял не философ, а он сам. "Временная нервная
связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с
тем оно же и психическое - то, что психологи называют ассоциацией. Какое бы было основание
различать, отделять друг от друга то, что физиолог называет временной связью, а психолог
ассоциацией? Здесь имеется полное слитие, полное поглощение одного другим,
"отождествление"" (Павлов, 1951).
Но если полностью отождествимо то, что традиция относит к области физиологии, с тем, что
принято считать психическим, если нельзя отделить одно от другого, то для чего один и тот же
научный предмет мыслить в категориях, изначально полагающих тело и душу разными
сущностями? Чтобы постигнуть этот предмет, нужны другие понятия и методы, другое имя. И он
был обозначен термином "поведение".
Hosted by uCoz