Navigation bar
  Print document Start Previous page
 124 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
эмпирическому контролю предметами и проблемами. Выявив основные блоки научно-
категориального аппарата и принципы его преобразования, мы получаем некоторую независимую
от всего многообразия и неповторимости индивидуальных поисков обобщенную схему,
способную служить ориентировочной основой для расшифровки подлинного предметно-
логического смысла этих поисков.
Располагая подобной схемой, мы можем накладывать ее на полученные отдельным
исследователем результаты, трактуя их как символику и симптоматику процессов,
совершающихся в мышлении этого исследователя на уровне надсознательного. Сосредоточиваясь
на предметном (теоретическом и эмпирическом) значении своих идей, ученый не осознает их
категориальный смысл. Но этот смысл присутствует незримо в его концепциях и открытиях; в
голове этого ученого. Не осознаваясь им, он регулирует его исследовательский поиск. Можно
сказать, что эта регуляция осуществляется бессознательно. Однако, руководствуясь
предложенным выше членением бессознательного на два разряда, мы вправе сказать, что
категориальная регуляция совершается надсознательно.
От этих рассуждений общего характера перейдем к рассмотрению психоанализа Фрейда и
попытаемся рассмотреть его истоки, исходя не из влияний (Шопенгауэра, Платона или других),
многие из которых определяли формирование психоаналитической доктрины на уровне
подсознательного, а из контекста категориального развития психологического познания.
В этом плане особый интерес представляет период, непосредственно предшествующий появлению
первой программы психоаналитических исследований, изложенной в "Толковании сновидений".
Как известно, этой работе предшествовала другая, написанная Фрейдом в соавторстве с Брейером,
- "Исследования об истерии" (1895). Обращаясь к этой книге, современный читатель
воспринимает текст сквозь призму последующих наслоений всего того, что писали и продолжают
писать о Фрейде. Поэтому легко может сложиться впечатление, будто в ней уже представлена
система основных понятий психоанализа. Тем более, что от этой книги принято вести историю
психоаналитического течения. Следует, однако, отметить, что к учению о бессознательной
психике, в создании которого Фрейд видел свою главную заслугу, он тогда еще не пришел.
222
 
В том же 1895 г. Фрейд садится лихорадочно писать свой "Проект научной психологии", в
котором проводился редукци-онистский, механистический взгляд на психику. "Цель психологии, -
писал он, - представить психические процессы в количественно определенных состояниях
специфических материальных частиц". Это свидетельствует о том, что над Фрейдом все еще
довлела дилемма: либо "чистая" физиология, либо обращение к сознанию как источнику
стремлений, целей и т. д., притом довлела в середине 90-х годов, когда передовая
психофизиология уже выработала новую альтернативу древней концепции сознания, с которой в
те времена считалось нераздельно сопряженным научное изучение психических актов.
Оглядываясь на общую ситуацию в период, предшествовавший появлению психоанализа, можно
выделить три направления. Во-первых, это экспериментальная психология, где лидирующими
фигурами выступали исследователи, занятые анализом сознания с помощью специальных
приборов и отождествлявшие сознание и психику. Основными школами здесь являлись
структурализм, восходящий к Вундту, и функционализм, восходящий к Брентано. Во-вторых, это
понятие о бессознательной психике, которое психологи-эксперименталисты отвергали, но оно
давно уже (со времен Лейбница) существовало в философском лексиконе. Попытки Гербарта
перевести его на конкретно-научный, математически точный язык успехом не увенчались, и это
понятие стало поводом для философских спекуляций Шопенгауэра и Гартмана. Наконец, имелось
еще одно, третье направление, заслуживающее особого внимания.
Дилемма, возникавшая тогда перед каждым мыслящим врачом-неврологом, была того же типа,
что и дилемма, с которой сталкивались натуралисты при изучении мозга, органов чувств,
мышечных реакций. Естественнонаучное объяснение означало в эту эпоху только одно: выведение
психических явлений из устройства тела и совершающихся в нем физиологических (физико-
химических по природе) процессов. Психические явления темны, неопределенны, запутанны.
Пытаясь отыскать их причину в строении нервных клеток (нейрогистология, с изучения которой
Фрейд начинал свою карьеру, быстро развивалась в рассматриваемый период), врач остается на
твердой почве. Обращаясь к психическому как таковому, он попадает в зыбкую область, где нет
опорных точек, которые можно было бы проверить микроскопом и скальпелем. Но опыт, именно
естественнонаучный опыт, вынуждал таких исследователей, как Пфлюгер, Гельмгольц, Дарвин,
Hosted by uCoz