Navigation bar
  Print document Start Previous page
 129 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
автобиографические сведения.
Мотивационные отношения на уровне научного творчества отличаются от отношений, которые
складываются на других, более элементарных уровнях организации мотивации и поведения
230
 
в целом (т.е. на тех уровнях, изучение которых прославило указанных выше психологов), и
требуют специальных знаний и методов, разработать которые призвано новое науковедческое
направление - психология науки, исследующее функции субъекта творческой деятельности
(индивида или малой группы) в социальном организме "большой науки".
§ 2. Объективная динамика мотивов
В области творчества, так же как и в других сферах человеческой жизни, мотивы имеют свою
объективную динамику. Они складываются в реальной системе отношений индивида и социума,
личности и мира. Эта система несравненно сложнее того, что отражается в самоотчете субъекта.
Из этого вовсе не следует умаление роли, которую способен играть в организации человеческого
поведения самоанализ. Речь идет лишь о том, чтобы не перелагать трудности, которые призвана
преодолеть наука, на плечи индивида, не обладающего никакими специальными орудиями для
изучения собственных психических процессов.
Одним из первых, как известно, вышел навстречу этим трудностям Фрейд. В противовес древней
концепции, по которой внутренний психический мир открыт одному только способному
наблюдать за ним субъекту, доказывалось, что этот мир имеет свою мотивационную структуру и
историю, проникнуть в которую можно лишь путем сложного, опосредствованного анализа. Была
открыта новая проблема - проблема объективной динамики человеческих побуждений. То, что она
выступила первоначально в неадекватной, превращенной форме, не дает оснований отрицать
важность ее введения в контекст научной мысли. Истина никогда не дана этой мысли в ее
сокровенной чистоте. Ее еще нужно выстрадать.
Многие исследователи - Торндайк, Бехтерев, Леб, Гобхауз, Ллойд-Морган и другие - устремились
по пути объективного анализа психической регуляции поведения. Их поиск был обусловлен
сложившимися в науке обстоятельствами, придавшими совершенно различным умам сходную
направленность. Но эта зависимость от логики развития науки не всегда осознавалась. Торндайк,
например, вспоминает, что мотивом, побудившим его к изучению интеллекта животных, было
стремление удовлетворить требованиям университетского курса и получить степень. "Любая
другая область, - пишет он, - столь же хорошо бы мне послужила... Я не интересовался специально
животными и никогда не проходил курса биологии. Учил ее только для сдачи минимума"
(Murcheson, 1952, р. 266).
231
 
В течение трех лет он экспериментировал с обезьянами. Главным мотивом служило "желание
иметь хорошую репутацию" - побуждение, которое, по мнению Торндайка, "мотивирует большую
часть научной работы". Обозревая движение своих идей, Торндайк полагает, что оно говорит,
скорее всего, "о реактивности на внешнее давление или возможность, чем о реактивности на
внутренние потребности (inner
needs)". Вообще он считает, что "даже в случае больших людей
имеются веские свидетельства того, что собственные интересы и планы человека могут дать
меньший результат, чем его реакции на требования извне" (Murcheson, 1952, р. 266). В итоге
анализа собственного пути в науке Торндайк приходит к выводу, что сделанное им - это всего
лишь "конгломерат накопленного под влиянием различных внешних обстоятельств и требований".
Насколько верно отразилась в представлениях Торндайка мотивационная подоплека его научной
деятельности? Мы уже отмечали, что самоотчет о мотивах следует рассматривать только как
исходный материал, а не как бесспорную версию. Это имеет силу и по отношению к приведенным
высказываниям Торндайка, хотя как будто откровенное признание приоритета за вненаучными
мотивами и не должно оставить сомнений в том, что в данном случае обнажены истинные корни
побуждений. И тем не менее требование объективности не позволяет нам верить Торндайку на
слово.
Побуждения, которые можно было бы отнести к разряду "внешних" (по отношению к ходу
развития самих научных идей), несомненно, являются существенными для деятельности научного
работника. Стремление утвердить свой приоритет в открытии, добиться признания ученым миром,
достичь высокой компетентности - все это служит могучим двигателем исследовательского труда.
Торндайк считал, что им руководило главным образом стремление получить степень и приобрести
Hosted by uCoz