Navigation bar
  Print document Start Previous page
 132 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
мотивационный. Вместе с тем этот мотивацион-ный план отличается не только от того уровня, где
определяющим является предметное содержание знания само по себе (безотносительно к
стремлениям и потребностям индивида), но и от уровня, где важную роль играют побудительные
силы, которые обычно относят к мотивационным моментам поведения человека (жажда славы,
материальных преимуществ, высокой социальной позиции или, по фрейдистской концепции,
стремление разрядить сексуальные и агрессивные импульсы и т. п.).
§ 3. Неоднородность мотивационной сферы
В итоге не только мотивационная сфера отделилась от интеллектуальных процессов, но и сама она
выступала как неоднородное образование. Представление о ее неоднородности не следует
относить лишь за счет ограниченности средств психологического анализа. Область мотивации
крайне сложна по своему строению. С целью ориентации в иерархии различных мотивационных
уровней научной деятельности разделим мотивацию на внешнюю и внутреннюю. Сами термины,
быть может, и не очень удачны, поскольку всякий мотив является исходящим от личности, в
отличие, скажем, от стимула, который может быть и внешним по отношению к ее устремлениям.
Тем не менее, несмотря на эти терминологические противопоказания, мы не нашли лучших слов,
чтобы обозначить две существенно различные формы мотивации научного творчества.
Разноплановость мотивационных структур деятельности ученого отмечается и в науковедческой
литературе, причем некоторые авторы также пришли к разграничению мотивации внутренней и
внешней, но в несколько ином смысле, чем принятое нами. Так, в работе А. Пельца и Ф. Эндрюса
"Ученые в организациях" (1973) рассматривается вопрос о различиях в продуктивности тех
ученых, которые были "внутренне мотивированными", поскольку руководствовались только
собственными идеями, и "внешне мотивированными", выполнявшими работу исходя из идей,
заданных другими. Здесь под "внешним" разумеется нечто постороннее по отношению к тому, что
выполнено отдельным ученым, что имеет для него интимно-личностную значимость.
236
 
Интерпретация различий между внутренним и внешним, которой мы придерживаемся, затрагивает
другие параметры творчества. Под "внешним" понимается мотивация, исходящая не от
предметно-исторического контекста научной деятельности, не от запросов логики ее развития,
преломляющихся в побуждениях и замыслах отдельного исследователя, а от других форм его
ценностной ориентации. Эти формы могут быть для него в высшей степени значимы, могут быть
представлены в самих глубинах его личности, и тем не менее они являются внешними. По
отношению к чему? По отношению к развивающейся системе науки, в которой живет ученый со
всеми своими привязанностя-ми, страстями и надеждами. Честолюбие, например, может служить
могучим двигателем поведения, характеризующим самую сердцевину личности. И тем не менее
оно - внешний мотив, поскольку научные занятия, им мотивируемые, выступают для него в виде
средства достижения целей, внеположных для идущего собственными путями процесса развития
научной мысли.
Этот процесс развертывается только благодаря энергии людей, мотивационный потенциал
которых имеет как внешние, так и внутренние компоненты. Компоненты, о которых идет речь,
находятся в сложном соотношении. Не следует придавать их различию оценочный смысл, считать,
например, внешнюю мотивацию "хуже" внутренней. Понятия о внешнем и внутреннем требуют
спецификации, и в нашем случае они определяются лишь по признаку отношения мотивации
личности к тому, что задается наукой как таковой, как системой, движущейся по собственным
законам. В поведении исследователя может доминировать любовь к истине. Но это еще не
внутренний мотив. Чтобы стать таковым, он должен организоваться соответственно тому, чего
требует в данный момент научно-идейная ситуация. Именно внутренний мотив побуждает
погрузиться в нее, сосредоточиться на поиске тех решений, которые представляются
эффективными. Действия ученого строятся по определенной программе. В ней содержится
алгоритмизованное (рутинное) и неалгоритмизованное - то, что обычно относится к зоне научного
поиска. Работа в этой зоне (наиболее сложная и ответственная часть деятельности ученого,
требующая высшей концентрации всех его сил) идет по "сгибам" и "граням" познаваемого
предмета и тем самым внутренне мотивируется, независимо от действия на нее внешних мотивов.
Поэтому, например, эффективность труда ученого "внешне мотивированного", т. е.
разрабатывающего идеи, выдвинутые другими, по классификации Пельца и Эндрюса, может
оказаться значительной в тех случаях, когда эти идеи адекватны запро-
237
Hosted by uCoz