Navigation bar
  Print document Start Previous page
 134 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Обсуждая проблему внутренней мотивации как фактора научного творчества, необходимо
проанализировать ряд ее аспектов. Среди них выделяется в первую очередь вопрос о соотношении
внешней и внутренней мотивации. Могучая роль мотивов, условно отнесенных нами к категории
внешних, общеизвестна. Но они могут служить двигателем научной деятельности только
посредством внутренней мотивации, которая создается в результате противоречия внутри
познавательного поля между тем,
239
 
что уже формализовано (объективировано в форме надындивидуального социализированного
знания), и тем, что надлежит формализовать данному субъекту, чтобы претендовать на
преимущества, выраженные в терминах внешней мотивации. Очевидно, что в науке критерием
успеха не могут служить внешние атрибуты и внешние блага сами по себе, хотя нередко именно
их присвоение становится доминирующим мотивом деятельности ученого.
Конфликты между внешней и внутренней мотивацией, их социальный и психологический смысл,
пути их разрешения нуждаются в историко-научном и опытном исследовании.
Большой интерес представляет также вопрос о роли внутренней мотивации в становлении
личности ученого.
Достаточно хорошо известно, что многие идеи при своем зарождении воспринимались как
нелепые и антинаучные. Адекватную оценку они получали лишь впоследствии. Причины
невосприимчивости ученых к открытиям и идеям своих коллег требуют специального анализа.
Иногда, чтобы адекватно оценивать новую идею, нужно преодолеть сложившиеся логические
стереотипы (логические не в смысле правил логического вывода, а в смысле научно-
категориальных схем). Это требует интеллектуального напряжения, означающего не только
логическую, но и мотивационную перестройку. Существует, вероятно (пока неизученное), и
определенное "время реакции" для восприятия нового представления. Очевидно, здесь мы
сталкиваемся с психологическими, а не сугубо логическими факторами. Ведь противникам новой
идеи нельзя отказать в следовании логическим нормам, в строгости аргументации.
Этот феномен невосприимчивости к новым идеям, резко бросающийся в глаза на макроуровне,
при конфликтах между крупными умами, может проявиться и на микроуровне во
взаимоотношениях между ученым-учителем и учеником. У последнего возникает (под влиянием
запросов научного развития) собственная внутренняя мотивация, которая может придать
отношениям между учителем и учеником конфликтный характер. Поэтому безапелляционно
отрицательное отношение учителя к внутренней мотивации своего ученика в тех случаях, когда
эта мотивация решительно расходится с его собственной, способно причинить ущерб развитию
как научного знания, так и личности будущего ученого, которому внушается конформистская
установка.
Вместе с тем невозможно отрицать плодотворность направляющего воздействия руководителя на
актуализацию творческих возможностей у тех, кто готовится к научной работе. Вероятно,
существуют оптимальные условия, в пределах которых
240
 
ученику не следует препятствовать в том, чтобы изжить внутреннюю потребность в реализации
своего проекта. Если это и не создаст социально ценный продукт, то произведет важный
воспитательный эффект, социальная ценность которого обнаружится впоследствии.
В числе существенных моментов следует также подчеркнуть единство внутренней мотивации как
условие, конституирующее "малую группу" в науке. Чтобы сложился коллектив, целью которого
является добывание нового знания, каждому из участников нужно не только понять, но и принять
общую программу, - притом в условиях риска и неопределенности результатов. Ее продуктивная
разработка невозможна без единства внутренней мотивации (при возможном расхождении во
внешних мотивах). Как достигается это единство, в особенности при современной организации
исследований, когда на общей теме объединяются усилия работников, пришедших из далеко
отстоящих одна от другой областей и соответственно имеющих различную мотивационную
"биографию", - это вопрос, требующий специального изучения.
Для руководителя научного коллектива вопрос о внутренней мотивации также является одним из
важнейших.
В системе современного научного коллектива функции руководителя усложнились и изменились.
За последние годы в литературе появились перечни социально-психологических требований к
Hosted by uCoz