Navigation bar
  Print document Start Previous page
 135 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
управлению научным "производством" и его людьми. Среди этих требований, однако, не
выделяется такой решающий фактор, как умение руководителя создать внутреннюю мотивацию у
членов коллектива. Исследование этого вопроса должно учитывать как исторический, так и
современный опыт. На первый взгляд кажется, что сама по себе увлеченность новой
перспективной программой и ее интенсивная творческая разработка достаточны, чтобы ученый
стал для молодых сил притягательным центром, образцом, формирующим их внутреннюю
мотивацию. В действительности же даже величайший творческий накал сам по себе недостаточен,
чтобы индуцировать устремляющуюся в науку молодежь, создать у нее внутренне-
мотивационный план.
У Г. Гельмгольца и К. Бернара учились многие, но свои программы оба великих физиолога
прошлого века разрабатывали совершенно единолично, и из их окружения крупных
исследователей, воспринявших эти программы, не вышло. Напротив, Фостер, собственные
научные достижения которого сравнительно невелики, сформировал блестящую плеяду
нейрофизиологов во главе с Шеррингтоном. Хотя и значителен, но несовместим с
гельмгольцевским или бернаровским вкладом вклад К. Людвига в развитие науки, тем не менее
Людвиг стал интернациональ-
 
1g-1860
241
 
ным учителем физиологии. Для этого нужны были соответствующие личностные качества и
умения, в особенности умение работать совместно с учеником, выбирать объект, метод и гипотезу,
создающие общую с ним внутреннюю мотивацию. Открытость, доброжелательность,
контактность Людвига играли свою роль в непрерывной концентрации вокруг него
многочисленных учеников. Однако объяснять способность руководителя служить источником
внутренней мотивации только исходя из предположения об удачном сочетании в этом
руководителе стойких творческих интересов с личным обаянием и умением учитывать
познавательные возможности другого также было бы, по нашему мнению, не вполне верно.
Во всяком случае имеются факты, говорящие о том, что и здесь необходим предметно-
исторический подход. В. Вундт как физиолог не внес значительного вклада в науку и не создал
никакой школы. Как личность он был малопривлекателен, замкнут, лишен обаяния. Не став
учителем в физиологии, он превратился в такового в психологии. Предложив план разработки
экспериментальной психологии, он сразу же оказался главой школы, в его лейпцигскую
лабораторию быстро начала стекаться в 80-х годах прошлого века молодежь со всех стран мира.
Вунд-товская программа соответствовала исторической потребности в экспериментальном
изучении психологических явлений, которая приобрела к этому времени большую актуальность. И
эта потребность порождала у подготовленных к ее восприятию индивидов внутреннюю
мотивацию, которой соответствовала новая научная программа.
Во взаимоотношениях руководителя с учениками личностное выступает в сложном и
противоречивом соединении с вне-личностным (объективным, надындивидуальным движением
знания как в его продуктах, так и в тенденциях развития). Связь между учителем и его
последователями замыкается и посредством внешних, и посредством внутренних мотивов. Между
этими двумя формами мотивации могут возникать отношения конфликта, противоречия,
несовместимости. И поскольку нет такой программы научной деятельности, которой не
противостояли бы другие, уже сложившиеся или нарождающиеся, но в равной степени
претендующие на наибольшую продуктивность, ситуация выбора неизменно тяготеет над любым
работником науки. Программы же научной деятельности, в отличие от программ для ЭВМ, всегда
персонифицированы, и поэтому, усваивая предложенную другими программу и создаваемую ею
внутреннюю мотивацию, ученый неизбежно оказывается в зависимости не только от объективного
содержания, для разработки которого
242
 
конструируется программа, но и от их персонифицированных носителей, личностные параметры
которых неизбежно воздействуют на характер построения внеличностного знания.
Понимание науки как способа человеческой деятельности становится все более привычным.
Вследствие этого возникает необходимость в научной трактовке субъекта этой деятельности,
Hosted by uCoz