Navigation bar
  Print document Start Previous page
 146 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
последнее время тяготеют даже социальные науки. Однако в действительности формулы часто
слу-
260
 
жат лишь формой выражения теорий. Что же в таких случаях представляют из себя сами теории,
скрытые под внешней оболочкой формул?
Вот как ответил на этот вопрос Р. Герох, внесший признанный вклад в развитие теории
относительности: "С моей точки зрения, теории состоят из неисчислимого количества идей,
аргументов, предчувствий, неопределенных ощущений, ценностных суждений и так далее,
объединенных в своеобразный лабиринт. Именно это скопление называется "теорией"" (Geroch,
1978, р. 183). Во многом поэтому теорию относительности мало кто понимает, хотя выражающие
ее формулы известны всем. Но слишком существенный ее компонент составляет личностное
знание, которое невыразимо в формулах. Естественно, еще больший удельный вес это знание
играет в структуре теорий о человеке и обществе. Едва ли можно найти хотя бы двух ученых,
которые одинаково понимали бы, скажем, теорию деятельности, воспринимая ее только как
объективированное знание и вписывая в одно и то же смысловое пространство.
Таким образом, на всех этапах научного познания, вопреки распространенным мифам о науке,
природа не "говорит сама за себя", познающий субъект не столько "читает книгу природы",
сколько пишет ее, как бы пропуская знание, которое он вычерпывает из изучаемых объектов,
через себя, в результате чего оно обрастает субъективными наслоениями. Эти наслоения
"субъективны" только в том смысле, что их источником является познающий субъект.
Одновременно они объективны - и в том смысле, что не могут быть элиминированы никакими
обезличенными познавательными процедурами, и в том, что являются основой построения
объективного знания, не отклоняют познание от истины, а приближают к ней.
§ 3. Игра по изменяющимся правилам
Познающий субъект, надо отдать ему должное, не только выражает себя в процессе познания, но и
борется со своим самовыражением. Он пытается сделать то, что не удается когнитивным правилам
познания, - нивелировать свое влияние на познавательный процесс и, таким образом, добиться
максимальной чистоты знания. Самый простой и очевидный способ подобного
"самоуничтожения" познающего субъекта - введение общих правил познания, в данном случае не
когнитивно, а социально заданных, а также правил научной деятельности, универсальных и
обязательных для всех познающих субъектов и, вслед-
261
 
ствие этого, нейтрализующих влияние их индивидуальных особенностей. Удается ли ему это?
Наиболее универсальными правилами познания являются критерии рациональности, которые
определяют, что является истиной, а что - нет, диктуют способы ее установления, подтверждения
и отличения от ложных воззрений. Если бы результаты познания определялись только
познаваемыми объектами или можно было бы зафиксировать, сделать неизменной его субъектную
составляющую, то критерии рациональности были бы едиными для всех народов и во все времена.
Однако это не так, с развитием общества изменяются и критерии рациональности.
В. С. Степин выделяет три последовательно сменявшие друг друга типа рациональности в
западной науке, которая часто, и совершенно неадекватно, отождествляется с наукой вообще. Это
классическая, неклассическая и постнеклассическая наука, каждая из которых характеризовалась
"особым состоянием научной деятельности" (Степин, 1989, с. 18) и особыми правилами познания.
Отличительный признак классической науки - абстрагирование от всего, что не относится к
познаваемому объекту, неклассической науки - экспликация не только объекта, но и средств
познания, постнеклассической - легализация ценностей субъекта в качестве ориентира познания
(там же).
Но временное измерение рациональности, в рамках которого ее критерии выстраиваются вслед
друг другу, - не единственное. Есть и другое - пространственное - измерение, в котором различные
критерии рациональности могут сосуществовать одновременно.
Яркой иллюстрацией служат западная и восточная науки, своеобразие которых проистекает,
главным образом, из использования ими различных критериев рациональности. Западная наука
основана на "парадигме физикализма", универсализации стандартов исследования и объяснения,
сложившихся в физике и других естественных науках, на признании приоритета материального
над идеальным, возможности произведения материальных эффектов только материальными
Hosted by uCoz