Navigation bar
  Print document Start Previous page
 15 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
проистекающей из специфического восприятия мыслительного акта его субъектом. В сознании
субъекта всплывает лишь результат мышления - найденное решение, сопровождающееся
интуитивным ощущением его адекватности, а сам процесс остается за кадром. Поэтому научные
открытия обычно совершаются в форме внезапных озарений ("инсайта") и в довольно
неожиданных ситуациях: в ванной (Архимед), под яблоней (Ньютон), на подножке омнибуса
(Пуанкаре), во сне (Менделеев и Кекуле) и т. д. - после "физической паузы, которая освежает
интеллектуально" (Eiduson, 1962, Р. 93), венчая своего рода "креативное забывание" (Gruber, 1989,
р. 262).
Тем не менее, хотя сам процесс творческого мышления, протекающий за пределами сознания,
рефлексии, даже специально организованной, не поддается, ученые имеют вполне адекватные
представления о его психологических механизмах и умеют неплохо им управлять. По
свидетельству Б. Эйдюсон, они "располагают различными методами стимуляции своего подсозна-
29
 
ния" (Eiduson, 1962, p. 128), равно как и "подкупа своего сознания" (там же, р. 232), знают, что
творческие решения приходят внезапно, но за этой внезапностью стоит огромная бессознательная
мыслительная работа, поскольку "удачные идеи не приходят к мертвым коровам" (там же, р. 126).
Интересно, что, чем интенсивнее мыслительный процесс, тем активнее и отдых от него,
рассматривающийся учеными как единственно возможный способ "возвращения креативного
здоровья" (Eiduson, 1962, р. 233). "Чем тяжелее моя работа, тем в более энергичном, "агрессивном"
отдыхе я нуждаюсь", - сказал один из них, добавив, что, к ужасу своей жены, предпочитает спорт
театрам и музеям (там же, р. 234).
Преимущественно бессознательный характер творческого мышления, часто описываемого такими
метафорами, как "игра воображения", "сны наяву" (Eiduson, 1962, р. 88) и т. д., естественно,
означает, что в нем основные элементы осознанного мышления, такие, как логические понятия,
играют весьма скромную роль. Действительно, нечасто увидишь во сне, даже если это сон наяву,
логическое понятие или концепцию. Считается, что осознанность, связь с языком и с другими
эксплицированными знаковыми системами - их обязательные атрибуты. Неосознанное, не
выраженное в языке понятие - это уже не понятие. Следовательно, творческое мышление,
протекающее за пределами сознания, должно оперировать не понятиями, а каким-то другим
материалом. Каким же?
Ответ на этот вопрос можно найти в высказываниях ученых, обобщающих их самонаблюдения. А.
Эйнштейн, например, заметил: "По-видимому, слова языка в их письменной или устной форме не
играют никакой роли в механизме мышления. Психологические сущности, которые, вероятно,
служат элементами мысли, - это определенные знаки и более или менее ясные зрительные образы,
которые можно "произвольно" воспроизводить или комбинировать между собой... вышеуказанные
элементы в моем случае имеют визуальный характер" (цит. по: "Зрительные образы ...", 1972, с.
72). Основной "язык" творческого мышления - это зрительные образы, чему история науки
накопила немало свидетельств. При создании А. Эйнштейном теории относительности заметную
роль сыграли образы часов и падающего лифта, в открытии Д. Кекуле формулы бензольного
кольца - образ змеи, кусающей себя за хвост. И. П. Павлов опирался на образ телефонной станции
как визуализированную модель нервной системы, Д. Пенто использовал образ "стиснутых корней"
и т. д.
30
 
Помимо таких образов, являющихся опорой индивидуального мышления ученых, известны и
надындивидуальные, "коллективные" образы, облегчающие взаимопонимание между ними,
например "цветность" и "аромат" кварков, "шарм" элементарных частиц и т. д. Продукт научных
изысканий ученые тоже Предпочитают оценивать в образной форме, говоря об "элегантных" или
"красивых" решениях, а истина бывает для них не только достоверной, но и "красивой, хорошей,
простой, понятной, совершенной, объединяющей, живой, необходимой, конечной, справедливой,
обычной, легкой, самодостаточной или забавной" (Maslow, 1966, р. 123).
Если самонаблюдения людей науки свидетельствуют о том, что зрительные образы широко
используются творческим мышлением' и полезны для него, то психологические исследования
демонстрируют, что они необходимы: мышление всегда использует зрительные образы, человек
может помыслить какое-либо понятие, только визуализировав его, выразив в зрительном образе.
Абстрактные понятия, такие, например, как, "бесконечность" и "справедливость", не составляют
Hosted by uCoz