Navigation bar
  Print document Start Previous page
 4 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Речь идет именно о психологии науки, а не только о психологии научного творчества. Конечно, в
деятельности и личности ученого творчество является стержневым, неотъемлемым компонентом.
Но психологический анализ науки не может им ограничиться. Такие аспекты развития науки, как
формирование ученого, его жизненный путь, зависимость его деятельности от взаимоотношений с
другими людьми, причины успеха, конфликтов, заблуждений, принципы построения малых групп
в науке и управления ими и многое другое, требуют углубленного психологического
исследования.
Выработанные в ходе предшествующего развития психологии концепции и схемы, будучи
приложенными к специфическому предмету, каковым являются деятельность ученых, их
психологический склад, механизмы их творчества, начали претерпевать изменения, характер
которых все более отчетливо свидетельствует о нарастающих возможностях и продуктивности
тесной взаимосвязи психологического анализа научной деятельности с историческим,
социологическим, логическим.
Благодаря обращению к научной деятельности психологическое изучение творчества,
представлявшее прежде скудно разработанный участок, где царили умозрительные схемы,
выдвигается на передний план, становится одним из самых актуальных в современной
психологии. Ни один феномен или предмет, в отношении которого психология несет
единственную в своем роде ответственность, не игнорировался столь долго и не стал так
оживленно изучаться, как творчество, - отмечает один из наиболее авторитетных исследователей в
этой области Гилфорд (Guilford, 1967).
Вместе с тем вполне естественно стремление использовать при решении новых задач обширный
опыт психологии (в особенности психологии мышления и личности), добытый при разработке
других проблем. Уже в 50-х годах началось приложение таких психологических методов, как
естественный и лабораторный эксперимент, интервьюирование и тестирование с последующей
статистической обработкой полученных данных, к личности и деятельности научных работников.
Наблюдая этих работников в различных ситуациях решения определенных, несходных по своему
характеру задач, психолог стремится выявить факторы, стимулирующие и блокирующие
творческие процессы, а
10
 
также типологию ученых и исследовательского труда. Тестирование и анкетный опрос позволили
перейти от изучения ограниченного круга лиц к накоплению больших массивов данных, что
сделало возможным широкое использование статистических методов. Предметом пристального
внимания психологов и все более углубленного анализа становится также биография ученого во
всех ее, казалось бы, незначительных деталях, среда, в которой он рос, воспитывался и обучался,
различные жизненные конфликты и сложности, мотивы поведения и т. д. Это смыкало новые для
психологии исследования с историей науки, прежде всего ее биографическим жанром. Обращение
к истории науки не только существенно расширило объем материала, вовлеченного в круг
психологических интересов, но и открыло новые грани, позволив проследить и сопоставить
влияние исторически меняющихся условий жизни на становление типа ученого в различные
исторические эпохи, выявить устойчивые и преходящие факторы. Так логикой самого
исследования психологический подход сомкнулся с историко-аналитическим изучением личности
и жизненного пути ученого.
Продуктивное мышление, в отличие от репродуктивного (воспроизводящего уже добытое знание
либо перерабатывающего его по готовым схемам), характеризуется рядом существенных
особенностей. Его механизмы давно уже привлекают внимание представителей различных
направлений психологии и логики, выдвинувших ряд интересных гипотез относительно факторов,
под действием которых преодолеваются шаблонные способы решения интеллектуальных задач,
возникают догадки, происходит переход от смутно предвосхищаемого замысла к его реализации в
продукте творчества.
Поскольку главная функция науки - открытие новых проблем, фактов и истин, то важность
исследования логических и психологических механизмов творческих процессов, их
взаимозависимости самоочевидна. Если логику интересуют формы, структура, операции научного
мышления, способы обоснования, доказательства и опровержения, приемы построения выводного
знания и его преобразования безотносительно к тому личностному контексту, в котором все
совершается, к особенностям деятельности субъекта, взаимоотношениям в данной деятельности
между осознанными и неосознанными, формальными и чувственно-образными, эмоциональными
Hosted by uCoz