Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
они протекают как бы за ширмой" бессознательного, тогда как во втором случае они доступны
контролю. Но тогда надо ответить на вопрос: почему скрытые от сознания процессы являются
более продуктивными
и что делает их таковыми?
Есть и иное мнение, что в интуитивном решении принимают участие другие механизмы, нежели
те, на которых строится формально-логический поиск решения. Уже встречаются попытки
экспериментального изучения и научного объяснения природы творческого мышления, которые
должны ответить на вопросы, что происходит в психике человека, решающего творческую задачу,
откуда берется материал для ее решения, почему оно не
осознается.
Пожалуй, один из наиболее плодотворных подходов к изучению творчества и интуиции
разрабатывается отечественным психологом Я. А. Пономаревым (Пономарев, 1987). В его
основании лежат следующие положения.
73
 
Как известно, у взрослого человека разные уровни мышления (наглядно-действенное, наглядно-
образное и словерно-логическое), соответствующие стадиям развития в онтогенезе, сосуществуют,
однако господствующим типом мышления является словесно-логическое. Его отличительной
характеристикой является замена действий с реальными объектами действиями с моделями,
знаками, символами, понятиями. На этом уровне мышления человек четко осознает свои действия
и отделяет их от объекта, т. е. превращает в сознательно контролируемые операции.
Использование знаков, символов, понятий дает человеку колоссальные преимущества как в
познании мира, так и в овладении новыми формами поведения. Однако за эти преимущества
приходится расплачиваться подавлением способности к наглядно-действенному и образному
мышлению, "потерей" конкретного объекта, "забвением" тех его свойств, которые кажутся
несущественными для нас, привыкших использовать его определенным образом.
Психологическим механизмом творческого мышления, по мысли Пономарева, является переход от
действий с моделями, знаками к действиям с образами объектов, т. е. спуск на более низкие
ступени мышления, где осознается результат, но не средства его достижения. "Фаза интуитивного
решения Наступает в случае, если на предшествующей фазе обнаруживается неадекватность
готовых логических программ, недостаточность произвольно привлекаемых в качестве средств и
способов решения всякого рода знаний, умений, навыков, создающих неверный исходный
замысел. Когда исчерпаны все произвольно доступные знания, но задача еще не решена,
"подсказать" ее решение может только "объективная логика", в простейшем случае сами вещи"
(Пономарев, 1987, с. 10).
"Подключение" к процессу решения задачи других уровней действия не отменяет логического,
рационального мышления, но дополняет его воображением, образным мышлением и,
следовательно, новым содержанием. Иными словами, человек в поисках решения проблемы
должен "спуститься" с вершин абстрактно-логических рассуждений и хоть немного приблизиться
к образной, натуралистической картине мира. Он должен допустить в свое мышление наряду с
общими категориями, формулами и т. п. более конкретные понятия, представления, образы,
имеющиеся в его опыте. В ряде случаев этот опыт может быть неосознаваемым - и тогда мы
говорим об интуитивном решении, интуитивном лишь в том смысле, что человек не осознает,
откуда у него взялись средства для отыскания ответа на задачу. Как говорил Эркюль Пуаро, герой
романов Агаты Кристи, "за
74
 
интуицией всегда стоит какой-то факт, все дело в том, чтобы суметь его обнаружить".
Каждый индивид имеет в своем багаже огромные запасы неосознаваемого опыта. Его еще
называют латентным, т. е. неявным, скрытым опытом. Из внешнего мира постоянно поступает
поток впечатлений, одни из них ясно осознаются, другие воспринимаются менее четко, третьи,
видимо, вообще не доходят до сознания, хотя и фиксируются на каких-то уровнях психики и
сохраняются в памяти. Человек, поглощенный каким-либо делом, часто впоследствии не может
вспомнить, что происходило вокруг него в это время. Что же, он ничего не видел и не слышал? И
видел, и слышал, и одновременно не воспринимал доходившие до его органов чувств сигналы, так
как не направлял на них фокус своего сознания.
В некоторых случаях эта "слепота" и "глухота" бывает еще более полной, так что требуются
Hosted by uCoz