Navigation bar
  Print document Start Previous page
 42 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Подавляющее большинство исследований научного творчества изучает творческое мышление в
ситуациях лабораторного эксперимента. Экспериментальные исследования творческого
мышления связаны в первую очередь с изучением феномена интуиции, т. е. внезапной догадки,
предвосхищения результата, средства и способы достижения которого остаются закрытыми
для самонаблюдения.
Понятием "интуиция", широко использующимся для описания и объяснения процесса творческого
мышления, обозначается целый ряд внешне сходных феноменов, которые могут иметь (и, скорее
всего, действительно имеют) совершенно разную природу и механизмы осуществления. Все они
требуют своего изучения и осмысления.
Можно с уверенностью утверждать, что наряду с сознанием в творческом мышлении активное
участие принимают бессознательные слои психики - как в форме латентного опыта, относящегося
к прошлому и образующего область подсознательного, так и в виде чувствительности к приметам
логики движения научного знания, образа будущего, образующим область надсознательного.
Несмотря на то, что механизмы творческого мышления пока не изучены полностью, уже
накопленные знания о влияющих на него факторах позволяют разрабатывать специальные методы
его стимулирования, которые будут рассмотрены в одном из следующих разделов.
Так все-таки, что же такое творческое мышление - логика или интуиция? Думается, что
противопоставление логики и интуиции, рассудка и "предчувствия" в творчестве является сильно
преувеличенной, а может быть, и вовсе надуманной проблемой. Не случайно интуитивное
озарение возникает только после длительного периода вполне сознательных, рациональных
рассуждений, в то же время само русло, по которому течет логически стройное размышление
индивида, часто выбирается им интуитивно. Сила человеческой психики как раз заключена в том,
что все формы отражения человеком действительности - воображение, память, разные уровни
мышления и т. п. - сосуществуют в тесном единстве и взаимодополняют друг друга.
Очевидно, что анализ научного творчества только со стороны его продукта (как это принято в
логике и истории науки)
77
 
или только со стороны процесса (как это делает традиционная психология) не может дать
объемной, реальной картины/появления научных идей и открытий. Научный результат и процесс,
приведший к его получению, неразрывно связаны, и дальнейшее продвижение в понимании
творчества может происходить
только при условии объединения обоих этих аспектов его рассмотрения.
Глава 3. Методы стимуляции творческого мышления
"Научить" человека мыслить творчески, делать открытия, конечно, невозможно. Но можно ли хоть
как-то влиять на ход мыслительного процесса, делая его более продуктивным и увеличивая
вероятность получения нужного результата? Этот вопрос не давал и не дает покоя нескольким
поколениям исследователей научного творчества.
Отсутствие надежной методологии и теории творчества не мешает им, как это часто бывает,
разрабатывать различные конкретные приемы повышения эффективности творческого процесса,
опираясь на эмпирические данные и результаты наблюдений. В основе всех методов развития
способности к продуктивному мышлению лежит мысль о том, что любой ученый (да и вообще
любой человек) реализует в жизни и деятельности лишь ничтожную часть своего творческого
потенциала. Значит, нужно найти способы активизации этой нереализованной части своего "Я".
§ 1. "Мозговой штурм"
Известный буквально каждому хотя бы понаслышке метод "мозгового штурма " (брейнсторминга)
был разработан А. Осборном еще в 1938 г. и сразу же стал широко применяться на промышленных
предприятиях для решения сложных технических изобретательских задач. Оценить практическую
действенность модифицированного варианта этого метода может любой, кто хоть раз смотрел
телевизионную передачу "Что? Где? Когда?".
В основу данного метода положен принцип разведения во времени двух фаз творческого акта:
генерирования идей и их критической оценки. Обычно в мыслительном процессе они настолько
слиты, что большая часть возникающих идей отметается индивидом сразу, еще до того, как он
успевает обнаружить заложенное в них рациональное зерно.
78
 
В классическом "мозговом штурме" принимает участие группа специалистов, которая делится на
Hosted by uCoz