Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
ученики. Он говорил:
"Ученики заставляют меня самого оставаться молодым". В этом заключена глубокая истина, так
как ученики не позволяют учителю отставать от жизни, отрицать все новое, что рождается в науке.
Как часто мы наблюдаем, что ученые, старея, становятся в оппозицию к новым теориям. Между
тем Резерфорд с легкостью и доброжелательством воспринимал такие новые идеи в физике, как
волновая и квантовая механика, к которым в то время ряд крупных ученых его поколения
относились необоснованно скептически. Это обычно случается с теми из ученых-одиночек, у кого
нет близких учеников, которыми надо руководить и которых надо двигать вперед.
Интереснейшим примером влияния общения на эффективность творческого процесса может
служить свидетельство Джеймса Уотсона - одного из тех ученых, кто установил структуру
молекулы ДНК - генетического материала клетки.
Биолог Уотсон, увидев на конференции по структуре биологических макромолекул в Неаполе
(1951 г.) рентгенограмму ДНК, сделанную М. Уилкинсом, понял, что, поскольку рентгенограмма
имеет большое число дифракционных максимумов, то это, по-видимому, свидетельствует о ее
кристаллической регулярной структуре. Он понял, что ключ к разгадке тайны гена - это
рентгеноструктурный анализ структуры молекулы ДНК в сочетании с химическим. Он устроился
на научную работу в Кавен-дишскую физическую лабораторию (Кембридж), где физик Френ-
92
 
сие Крик, бросивший физику ради биологии, под руководством химика Макса Перутца
использовал рентгенографию как метод анализа структуры органических молекул.
"С первого же дня, проведенного в лаборатории, - пишет Д. Джеймс, - мне стало ясно, что в
Кембридже я останусь надолго. Уехать было бы вопиющей глупостью, так как я лишился бы
неповторимой возможности разговаривать с Френсисом Криком. В лаборатории Макса нашелся
человек, который знал, что ДНК важнее, чем белки, - это было настоящей удачей... Наши беседы в
обеденный перерыв вскоре сосредоточились вокруг одной темы: как же все-таки соединены
между собой гены? Через несколько дней после моего приезда мы уже знали, что нам следует
предпринять..." И далее: "... часто, зайдя в тупик со своими уравнениями, он принимался
расспрашивать меня о фагах. Или же снабжал меня сведениями по кристаллографии, собрать
которые обычным путем можно было бы только ценой утомительного штудирования специальных
журналов" (Уотсон, Джеймс, 1965, с. 61). Совместная творческая деятельность Ф. Крика и Дж.
Уотсона проходила в непрерывном общении с Морисом Уилкинсом, в лаборатории которого
снимались наиболее четкие рентгенограммы ДНК.
Существенным для нас в этом примере является то, что трое ученых совершенно различного
научного профиля, имея общую сферу знаний и интересов, добились в непосредственном общении
взаимопроникновения категориальных схем физики, химии и биологии, следствием чего стало
величайшее научное достижение - установление структуры носителя наследственности.
Проникая в строй мыслительной деятельности своих собеседников, ученый совершает некоторый
"скачок" в своем собственном мышлении, сходный по природе со "скачком" мышления при
непосредственном изучении природы изучаемого объекта. Стиль мышления ученого влияет на
характер его общения, взаимодействия с учениками.
Характерный пример в этой связи привел академик П. Л. Капица: "Своеобразный характер
мышления Резерфорда легко можно было видеть, беседуя с ним на научные темы. Он любил,
когда ему рассказывали об опытах. Но чтобы он слушал с интересом (а по выразительному лицу
сразу было видно, слушает он с интересом или скучает), надо было говорить только об основных
фактах и идеях, не вдаваясь в технические подробности, которые Резерфорда не интересовали.
Когда мне приходилось приносить ему для утверждения чертежи импульсного генератора
большой мощности для получения сильных магнитных полей, то он из вежливости клал перед
собой синьку, не обращая
93
 
внимания на то, что она лежала перед ним вверх ногами, и говорил: "Этот чертеж меня не
интересует, вы просто укажите те принципы, на которых эта машина работает". Основную идею
эксперимента он схватывал очень быстро, с полуслова" (Капица, 1974, с. 221-222).
В категориальном строе науки определенного периода представлены в обобщенной форме
принципы, проблемы, принятые основными научными направлениями. Категориальная
характеристика всего научного направления своеобразно преломляется в неповторимости
Hosted by uCoz