Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
В этом смысле особый интерес представляет сопоставление открытий разных типов, поскольку в
каждом из них выступают своеобразные отношения логических и психологических моментов.
Самостоятельный интерес в том же плане имеют одновременные открытия, коллективные
открытия в их отличии от индивидуальных, открытия в стыковых областях, явления переноса и
"цепной реакции" в открытиях. Так в одновременных открытиях наиболее четко прослеживается
роль различных психологических механизмов при общности предметного содержания и
результата; в коллективных открытиях до некоторой степени нивелируются своеобразие
личностных характеристик и предшествующий опыт отдельных исследователей, зато
дифференцируются функции планирования, прогнозирования, критики и т. д.; в явлениях
переноса и "цепной реакции" на передний план выступает значение специальных средств
научного исследова-
13
 
ния в данной области явлений и общих схем решения ряда проблем в различных областях.
Исследование соотношения логического и психологического аспектов в научном открытии
включает в себя анализ их различий и общности, цель которого - выявить роль мотивационных
факторов, изучить нарастание несоответствий в динамике знания, ведущих к появлению
проблемных ситуаций, а затем - к формулированию и переформулированию проблем, значение
дефицита и насыщенности информацией, комбинаций старых и новых средств решения и т. д.
Исследования психологических факторов, влияющих на процесс научного открытия, создают
возможность эффективного изучения психологических методов реставрации его хода при
историко-научном исследовании (в целях разработки таких методов должна быть, в частности,
изучена проблема самоотчета ученого о ходе собственного открытия - особенности процесса
запоминания в условиях творческой деятельности и воспроизведения событий, связанных с ее
ходом после завершения, и т. п.).
Здесь особый интерес приобретают различные принципы моделирования научно-
исследовательской деятельности (кибернетические - так называемое эвристическое
программирование, собственно психологические и др.) с целью их спецификации применительно
к психологии научного открытия. Такого рода моделирование открывает пути к исследованию
психологических механизмов важнейших фаз научно-исследовательской деятельности (научный
поиск, постановка проблемы, открытие принципа решения, его развитие, доказательство
правомерности предложенного решения, выдвижение новых проблем и т.п.), пути к изучению
психологического механизма кульминационного пункта научного открытия, того качественного
скачка, который отделяет решенную проблему от нерешенной. Необходимо осмыслить различные
формы догадок, роль методов формализации в научном открытии, причины успеха и неудач в
развертке исследовательской программы.
Огромное значение для продуктивности научного труда имеет его мотивация. Открытие, как
правило, совершается в итоге сосредоточения всех духовных сил и способностей ученого, его
интересов и побуждений на изучаемом объекте. Мотивы побуждают к деятельности, придают ей
определенное направление, выделяют его в качестве доминирующего среди многих других
маршрутов мысли. В обычных условиях поведение ученого регулируется не одним, а несколькими
мотивами, различающимися своей побудительной силой. Психологический анализ мотивации
свидетельствует о ее иерархической структуре, о сложном
14
 
соотношении между мотивами различного порядка. Среди них особого внимания заслуживают
побуждения, непосредственно включенные в ход самого научного поиска. Однако, чтобы
раскрыть движущие пружины поведения ученого, их функцию в общем механизме творчества,
необходимо проследить соотношения между внутренней и внешней мотивацией. Без внутренней
мотивации познающая мысль лишается импульсов к проникновению в свой объект. Вместе с тем
ведущая роль внутренней мотивации вовсе не означает отрицания роли внешних по отношению к
предметному содержанию деятельности мотивов (например, честолюбия), способных быть ее
могучим двигателем.
Мотивация поведения тесно связана со структурой личности. Изучение основных черт личности
ученого и создание на этой основе типологии, которая могла бы стать ориентировочной основой
решения кадровых проблем, - одна из важнейших задач психологии науки. Структура творческой
личности многогранна. На первый план обычно выдвигаются ее способности. Но способность не
Hosted by uCoz