Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
20-е годы появились первые научные публикации, подготовленные авторскими коллективами из
четырех и более человек. Соавторские коллективы - специфическая разновидность малых научных
групп, их анализ представляет для социальной психологии науки особый интерес.
Ныне профессия научного работника стала массовой. В деятельность по производству научного
знания вовлечены сотни тысяч ученых различных специальностей. Если во времена Ньютона
(начало XVIII в.) во всем мире насчитывалось не более 15 тысяч человек, чью деятельность, по
современным понятиям, можно было бы отнести к научной, то в 1995 г. лишь в одной России
насчитывалось 620 тысяч научно-технических работников.
Современное научное сообщество представляет собой сложную структуру объединений ученых -
от крупных региональ-
120
 
ных общностей (например. Новосибирский научный центр) до первичных коллективов в составе
НИИ и вузов.
Современный человек науки, в особенности естествоиспытатель, не может работать в одиночку.
Ему требуются дорогостоящая аппаратура, оборудование и-материалы для проведения
исследований. Сами проблемы стали столь сложны, что не могут быть решены усилиями одного
ученого. Исследовательские проекты все чаще требуют привлечения специалистов из самых
разных научных дисциплин, т. е. являются междисциплинарными. Так, космическая пилотируемая
программа не могла бы быть реализована без тесного взаимодействия самых разных
специалистов: физиков, математиков, компьютерщиков, физиологов и даже психологов. Но и
проекты, реализуемые специалистами, представляющими одну науку (монодисциплинарные),
предполагают разделение функций внутри них.
Случаи "работающих в одиночку" ученых являются скорее исключением. Так, в 60-х годах при
изучении структуры исследовательских подразделений 10 академических НИИ выявили лишь
троих "робинзонов", т. е. исследователей, работавших в сугубо индивидуальном режиме. Таким
образом, субъектом научного творчества выступает не только отдельная личность, но и малая
группа в целом.
§ 2. Малая группа как субъект научного творчества
Изучение научных групп осуществляется в рамках социальной психологии науки - одного из
важнейших ответвлений психологии науки. Своеобразие межличностных отношений,
обусловленное особенностями труда, в науке таково, что их изучение не может ограничиться теми
понятиями и методами, которые использовались при анализе учебных, производственных,
спортивных и других типов малых групп (Юревич, Ярошевский, 1989).
Социально заданной, целевой функцией науки как творческой деятельности является
производство нового знания. Когда в школе осваивается новое знание, то не ставится целью
достижение новых для общества результатов. Творчество - это деятельность, "созидающая нечто
новое, оригинальное, что притом входит не только в историю развития самого творца, но и в
историю развития науки" (Рубинштейн, 1940, с. 482). В равной степени это относится к
деятельности как отдельного ученого, так и малой научной группы.
Ученый как творческая личность формируется в социальной среде, где особая роль принадлежит
его ближайшему окруже-
121
 
нию (микросоциуму). Тем не менее самобытность личности ученого служит непременным
фактором его творческих достижений. Поэтому создание малых групп в науке имеет позитивный
смысл только при условии реализации присущей индивиду творческой активности, ее возрастания
благодаря включенности в коллективную деятельность (общение, взаимодействие, кооперация).
Малая группа обладает новым качеством и дает эффект, который превышает индивидуальные
усилия ее членов, взятых в отдельности (Ярошевский, 1982). Групповая работа (совместные
проекты, групповая экспертиза и др.) требует от творческой личности таких качеств, как умение
понимать другого члена группы, доносить до него свои идеи, убеждать его в правомерности своей
позиции, вырабатывать совместные замыслы.
Качество группового продукта не всегда позитивно коррелирует с количеством членов малой
научной группы. В реальной практике имеют место так называемые группы-диады, т. е. группы,
состоящие из двух научных сотрудников. Подобные диады порой приводят к крупным и даже
революционным открытиям. К примеру, творческое взаимодействие между тогда еще
Hosted by uCoz