Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 175 
Next page End  

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
стилевых составляющих. Это дает основание для реконструкции стилевого профиля руководителя,
который в терминах программно-ролевого подхода может быть интерпретирован как набор
взаимно ориентированных ролевых функций в системе отношений "руководитель - научный
сотрудник".
Поскольку мы приняли за интегрирующее начало деятельности научной группы исполняемую ею
исследовательскую программу, то изучение стиля руководства соотносилось с динамикой
реализации этой программы, имеющей различные этапы: от генезиса программы до конечного
результата, воплощаемого обычно в научных публикациях. На каждой из стадий функции
руководства имеют специфические, чаще неформализуемые характеристики. Моделирование
типичных ситуаций, складывающихся на всем протяжении реализации программы, позволило
выделить систему стилевых характеристик руководства (стимулирование творческой инициативы,
терпимость к "научному инакомыслию", оценка индивидуальных результатов, поощрение
научных дискуссий и др.). Это своеобразие системы характеристик имеет объективные основания,
оно коренится в самой природе совместной научной деятельности, позволяя отграничить
руководство ею от руководства другими формами деятельности (учебной, производственной и
др.). Особенно отчетливо это выступает при оценке связей между стилевыми характеристиками
руководства и таким показателем эффективности деятельности группы, как ее научная
продуктивность. В проведенных нами исследованиях было выявлено, в частности, что
либеральный стиль руководства в ряде случаев имеет свои преимущества. Он оказался
эффективным прежде всего для групп, ведущих фундаментальные исследования в "поисковом
режиме", нащупывающих проблему, ее возможные решения, новые направления работы.
138
 
Либеральный стиль руководства нельзя отождествлять как с явлениями анархизма,
вседозволенности, так и с равнодушием, безразличным отношением руководителя к научному
поиску членов группы. История науки богата примерами либерального поведения крупных
ученых-руководителей к своим младшим коллегам. П. Л. Капица вспоминает, как он, будучи на
стажировке в лаборатории Резерфорда, сказал ему, что в лаборатории один сотрудник работает, на
его взгляд, над заведомо безнадежной проблемой и только зря тратит время. Что же ответил ему
великий физик? "Я знаю, что он работает над абсолютно безнадежной темой, но зато эта проблема
его собственная; если работа у него не выйдет, то она научит его самостоятельно мыслить и
приведет к другой проблеме, которая уже не будет безнадежной" (Капица, 1965, с. 52).
Поскольку создание нового научного продукта требует актуализации творческих способностей
каждого из членов научного коллектива, то это, в свою очередь, предполагает возможность ими
свободного выбора, поиска самостоятельных решений в условиях неопределенности и научного
риска. Либеральный стиль руководства - это, образно говоря, супердемократический стиль
поведения руководителя по отношению к своим подопечным. Там, где требуется максимум
свободы для каждого участника групповой деятельности, где каждый имеет право на ошибку,
руководителю бывает полезно довериться исследовательскому чутью своих сотрудников, не
навязывая им единой линии поведения.
§ 8. Адаптация молодого специалиста в малой группе
Под адаптацией молодого специалиста понимается начальный этап освоения научной профессии в
условиях коллективной деятельности. От того, как начался адаптационный процесс, в какой
творческой и нравственной атмосфере он осуществляется, зависит судьба новичка в науке. Успех
адаптации также во многом обусловлен индивидуальными особенностями молодого
исследователя. В истории науки известны случаи стремительного, яркого вхождения в науку.
Например, выдающийся математик Маклорен (имя которого известно в связи с "рядом
Маклорена") уже в юношеские годы проявлял большое дарование и в 17 лет возглавил кафедру, а
когда ему исполнился 21 год - стал членом Английского Королевского общества. Или взять
немецкого математика Гаусса, который к 25 годам создал научные труды, ставшие классическими.
Как правило же, процесс вхождения в науку и достижение пика творчества разведены
139
 
многими годами трудоемкой работы. Чем более успешны первые шаги адаптации, тем более
скорые плоды научного творчества можно ожидать от молодого исследователя.
В исследованиях процесса адаптации различают два аспекта - предметный и социальный. Каждый
молодой исследователь должен пройти период предметной адаптации: ознакомиться с наиболее
Hosted by uCoz